Глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко сообщил, что государство не имеет намерения монополизировать рынок нефтепродуктов, но считает, что на рынке должен появиться мощный государственный игрок, который бы завоевал полное доверие как со стороны государства, так и со стороны людей.
"Дипломатически говоря, существует определенное недоверие к частным крупным сетям АЗС: есть определенные сговоры, что цены иногда бывают завышенными. Когда есть государственный игрок с существенной долей рынка, порядка 15-20-30%, то есть не 100%, но и не 1% – тогда больше доверия к тому, что у потребителей есть возможность покупать топливо по справедливой конкурентной цене", - отметил Юрий Витренко.
Он также отметил, что когда конкуренция на рынке несовершенна, то появление государственного игрока позволяет сделать его ценовым лидером и отказаться от практики государственного регулирования цен.
"Нафтогаз Украины" должен быть оператором национальной сети, чтобы не было вопроса высокой цены. Эту задачу поставил президент Украины. Также мы можем быть для государства эффективным инструментом сотрудничества с крупнейшими в мире компаниями по ресурсу», – сказал глава правления НАК.
Напомним, что Кабинет министров Украины не так давно принял решение о передаче сети Glusco, состоящей из 172 АЗС, связанных с Виктором Медведчуком в управление НАК «Нафтогаз Украины» (ООО «Нафтогаз Ойл Трейдинг»). Однако, Юрий Витренко уточнил, что "Нафтогаз" пока еще не получил контроль над сетью АЗС Glusco.
"Там есть определенные нюансы, но надеюсь, что государство проявит определенную волю, и у нас будет контроль над АЗС", – сказал председатель правления НАК.
В то же время, он отметил, что наличие АЗС в нынешних условиях не означает наличия нефтепродуктов.
Юрий Витренко добавил, что даже не вопрос найти бензин и дизель за границей.
"Например, здесь в Давосе я провел переговоры с ведущими компаниями, и мы имеем возможность прямо сейчас в европейские порты привезти очень большой объем топлива, чтобы покрыть все потребности украинского рынка. Для крупных компаний масштаб украинского рынка сравнительно небольшой, они говорят: "Вопросов нет, все ваши потребности мы можем закрыть завтра", - сообщил глава правления "Нафтогаза".
По его словам, проблема заключается в том, что эти крупные компании могут поставить топливо в крупные порты – Амстердам, Роттердам, Антверпен или порты Средиземноморья, тогда как топливо нужно на границе Украины или в портах Польши и Румынии с помощью в логистике с этих портов в Украину.
"Пока логистики в необходимых объемах нет. Нужно договариваться с такими странами, как Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, чтобы они нестандартным путем расширяли логистические возможности или даже иногда давали приоритет логистике нефтепродуктов в Украине. Это вопрос не только бизнеса или экономики, но и политки", – отметил Витренко.
По его мнению, роль "Нафтогаза" – решать коммерческие вопросы, которые сложнее решить частному бизнесу, например, крупным международным компаниям может быть легче в текущих условиях заключать контракты на поставку больших объемов нефтепродуктов именно национальной компании или резервировать на длительный срок логистические мощности.
"Если правительству нужна помощь от "Нафтогаза" в части новых компетенций, то мы можем попытаться эти компетенции развить или приобрести на рынке, но на это нужно время, и здесь не может быть гарантий", – добавил Витренко.
Отвечая на вопрос о сети национального оператора, председатель правления "Нафтогаза" сообщил, что речь идет и о заправках, которые НАК полностью контролирует, и о заправках "Укрнафты", в которой "Нафтогаз" имеет мажоритарную долю.
"Там мы имеем существенное влияние и можем проконтролировать, чтобы цены были адекватны. Когда у нас будет собственная сеть, у нас будет четкое понимание себестоимости – не в теории, а на практике. С логистикой мы тоже готовы помочь, у нас достаточно финансового ресурса, чтобы сейчас забронировать любую логистику, главное – покажите ее нам», – подчеркнул Витренко.