Важность этого вопроса понятна: за неимением былых капиталов европейские фондовики стали куда избирательнее подходить к выбору партнеров для инвестиций. Первыми претендентами на «вылет» из круга доверия стали компании из развивающихся стран, и среди них — Украина. Причем в нашем случае дело не только в показателях ВВП или внешнего долга, и даже не в политической критике действующей власти.
Охлаждение отношения к украинским эмитентам произошло в том числе по их собственной вине. Не раз бывало, что перед размещением компании вовсю «раздували щеки» перед инвесторами, но впоследствии оказывались неспособными даже вовремя публиковать отчетность. Не говоря уже об извечных проблемах с ликвидностью. В результате они зарекомендовали себя не особо надежной «гаванью» для вложений.
Например, во Франкфурте портфельные управляющие уже даже отказываются смотреть на новых украинских эмитентов. Об украинских или российских площадках сегодня вообще никто не заикается. В такой ситуации Варшава, которая постепенно завоевывает статус региональной биржи номер один в Центральной и Восточной Европе (о чем говорил не один высокий гость саммита), остается главной надеждой отечественных компаний.
В памяти еще теплятся воспоминания о 2010-м — начале 2011 года, когда на польской площадке одна за другой стартовали сразу девять «наших». Встречали их, без преувеличения, с распростертыми объятиями. Неужели буквально за год отношение к украинским компаниям кардинально изменилось и здесь, в соседней стране? Этот вопрос я попытался задавать нескольким собеседникам.
«Мы по-прежнему хотели бы видеть размещения эмитентов из Украины. Но не ждите, что мы, как и прежде, будем покупать все, что вы нам предложите», — сказал один знакомый, портфельный управляющий крупного польского фонда. Другой пожелал разнообразия: большинство наших компаний, размещавшихся в Варшаве в последние годы, представляли аграрный сектор. А он хотел бы видеть, например, размещения энергетиков.
Может, какую-то роль играют общие славянские корни, но поляки в Украине пока не разуверились. Наши компании имеют возможность воспользоваться этим шансом и, подобрав удачный момент и хорошего брокера, решить свои задачи по привлечению капитала.
Отдельно надо сказать о том, что эмитенты должны более серьезно и квалифицированно выстраивать свои отношения с инвесторами — IR. Проигрывая на этом фронте, компании своими руками отталкивают потенциальных партнеров. Они не общаются с инвесторами, не объясняют им причины своих побед или неудач. По моему мнению, это один из основных факторов, почему котировки «наших» в Варшаве падают быстрее других.
Так, производитель аккумуляторов Westa потерял за май аж 55,6%. Сейчас капитализация компании составляет каких-то $17,31 млн. Готов поспорить, что стоимость одного только свинца во всех аккумуляторах на складах Westa превышает эту сумму. Да, компания прилично влезла в долги, но в прошлом она не раз добивалась успеха в переговорах с кредиторами. И об этом надо было вовсю трубить инвесторам!
Угольная компания Sadovaya Group за последний месяц обвалилась на 37%, а ее рыночная капитализация снизилась до $45,34 млн. Ее проблема в том, что в свое время инвесторы были шокированы плохой финотчетностью украинских горняков, и многие сразу же отвернулись от этого эмитента. А в действительности Sadovaya Group «сидит» на неплохих запасах угля, но, вероятно, просто переоценила скорость, с которой может их добывать.
Значительно больше подешевели, чем того заслуживали, аграрии Kernel и Astarta. Хотя лично у меня обе компании не вызывают сомнений или беспокойства, поскольку неоднократно доказывали свою способность добиваться высоких результатов. Напоследок не могу не упомянуть о Milkiland и Ovostar. В мае они были в лидерах на рынке, упав менее чем на 14%. Как бы это смешно ни звучало, но это неплохой показатель.
Но есть и хорошая новость. Очевидно, мы уже достигли уровней, которые сэр Джон Темплтон назвал бы точкой «максимального пессимизма». Ведь акции всех украинских компаний подешевели настолько, что кажется абсурдным не задуматься над их покупкой. Украинскому бизнесу же стоит серьезно усвоить этот урок — терпение польских инвесторов тоже имеет предел.
По материалам: Инвестгазета