Вчера член Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Константин Кривенко сообщил, что в рамках внедрения концепции пруденциального надзора Комиссия попутно прорабатывает возможность вводить временные администрации в проблемные компании. «У комиссии пока нет такого права, но, откровенно говоря, НКЦБФР хочет получить его, поскольку это мощный механизм регулирования рынка»,- заявил он. Сейчас, по его словам, у Комиссии есть три инструмента реагирования на появление проблемных компаний-торговцев: предупреждение, штрафные санкции и отзыв лицензии.
Напомним, в апреле текущего года регулятор фондового рынка подготовил проект решения «Об утверждении концепции пруденциального надзора за деятельностью профессиональных участников фондового рынка». Концепция предусматривает два этапа внедрения пруденциального надзора и ставит целью «уменьшить нагрузку на профучастников рынка, деятельность которых не несет угрозы невыполнения своих обязательств, и одновременно усилить контроль над компаниями, у которых наблюдаются проблемы с риск-менеджментом». Комиссия намерена применять принципы пруденциального надзора в полном объеме со второго полугодия 2013 г.
При этом представитель НКЦБФР заверил «і», что получение права введения временной администрации в так называемые проблемные компании фондового рынка не является самоцелью для Комиссии. Более того, введение временной администрации - это только один из механизмов, способствующих оздоровлению компании, который может быть скопирован из банковской системы для большей эффективности системы пруденциального надзора.
«Ведь главная задача регулятора во время кризисных явлений - снизить риски, существующие в том или ином профучастнике, защитить права инвесторов и не допустить, по возможности, ликвидации компании»,- заявил Константин Кривенко. Как результат можно говорить о реанимации, а не ликвидации профучастника.
Для получения НКЦБФР такого права требуется внесение изменений в законодательство относительно расширения полномочий регулятора. Но если говорить о законодательстве, которым всецело и полностью регламентируется деятельность Комиссии, то и сегодняшних прав регулятору вполне достаточно, уверена президент АУФТ Марья Еремеева. «Пункт 16 ст. 8 закона о госрегулировании рынка ценных бумаг предусматривает право Комиссии по защите государства и инвесторов в виде временного (до двух месяцев) назначения руководителей фондовых бирж, депозитариев и иных учреждений инфраструктуры финансового рынка. Насколько я помню, такое право не реализовывалось ни разу. Предположу - из-за отсутствия повода»,- добавляет она.
Не видит причин для внедрения новшеств на рынке и директор компании I-NVEST Владислав Ревчук. А все потому, по его словам, что даже если подобная практика и существует в других странах, то там же есть и рынок ценных бумаг. «Такие меры в Украине можно действительно оправдать благими намерениями, но их практический смысл неочевиден»,- недоумевает участник рынка.
Внедрение механизма временных администраций возможно только в рамках антикризисных мер, утверждает старший юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры» Елена Зубченко, а посему реальной необходимости в них нет. «К тому же заимствование опыта банковского сектора может сыграть в минус для рынка ценных бумаг, ведь, как говорится, что для одних - благо, то для других - смерть»,- отмечает она.
Так, по мнению партнера МЮФ Beiten Burkhardt Олега Загнитко, введение временной администрации может быть оправдано лишь для депозитария или клиринговой организации, поскольку их остановка может привести к срыву рынка в целом или значительного его сегмента. «Однако в целом создание еще одной специализации для арбитражных управляющих (временных администраторов) негативно скажется на состоянии законодательства о банкротстве, ведь кредиторы получат меньше рычагов влияния на восстановление торговца»,- комментирует он.
Впрочем, прежде чем прописать нерадивым торговцам в качестве микстуры временные администрации, ведомству Дмитрия Тевелева предстоит решить множество более горячих проблем рынка. «НКЦБФР следует задуматься не только о пруденциальном надзоре профучастников рынка ЦБ, но и о качественном надзоре за эмитентами - в том числе. Чтобы не было выведений капитала из эмитентов, допэмиссий с нарушением законодательства, необоснованного приостановления обращения ценных бумаг. Все помнят скандал с акциями SMASH, YASK и т. п.»,- говорит Владислав Ревчук. Именно в результате таких событий рынок теряет свое лицо. На фоне таких примеров введение временных администраций профучастникам - лишнее распыление внимания и сил регулятора.
По материалам: Экономические известия