Контрольно-ревизионное управление выявило в рекапитализированных банках растраты на сумму около 10 млрд. грн. Эксперты считают, что ситуация в национализированных банках достаточно сложная, поэтому государству надо как можно скорее передать их частным инвесторам.
Председатель Главного контрольно-ревизионного управления Украины Петр Андреев заявил, что после перехода под контроль правительства банков «Киев», Укргазбанк и «Родовід Банк» из них было выведено 10 из 16,97 млрд. грн., потраченных правительством на рекапитализацию. «В общей сложности под фиктивные договоры и контракты из «Родовід Банка» вывели около 8 млрд. грн. и около 2 млрд. грн. из Укргазбанка и банка «Киев». Банк «Киев» вообще использовался как отмывочная база для обналичивания денег»,— заявил господин Андреев.
Как сообщил «i» источник в силовых органах, большая часть убытков национализированным банкам была нанесена с помощью т.н. схемы реверси, когда залоги под кредитные обязательства на каком-либо предприятии заменялись и превращались из реальных активов в векселя. Обычно схема выглядела так: заемщик национализированного банка объявлял себя банкротом и собирал комитет кредиторов, в который входил представитель банка. Затем по доверенности от председателя правления банка происходило высвобождение залогов для их реализации, а банк получал взамен мусорные векселя. После чего залог продавался по заниженной цене посреднику, который перепродавал по рыночным ценам.
Печальные итоги рекапитализации еще раз поставили перед обществом вопрос о ее целесообразности. Расходуемые государством деньги на спасение проблемных банков были использованы менеджментом национализированных финучреждений так же, как и деньги вкладчиков — то есть разворованы.
Председатель ГлавКРУ связывает такие результаты с подходами к управлению экс-премьера Юлии Тимошенко. Однако менеджеры банка «Киев» и Укргазбанка заявили «i», что им не задавали вопросы относительно каких-то операций, произведенных в банке «Киев» и Укргазбанке. «Меня никто ни о чем не спрашивал, и я не знаю о том, чтобы деятельность постоянной команды управленцев в банке «Киев» интересовала контролирующие органы,— сказал «i» экс-глава правления банка «Киев» Юрий Маслов. — Скорее всего, вопросы были к временным администраторам, однако по поводу их деятельности вопросы лучше задавать НБУ».
Как удалось выяснить «i», действительно большинство актов о нарушениях в проблемных, а после национализированных банках связаны с деятельностью их временных администраторов — Сергея Щербины из «Родовід Банка» и Виктора Мироненко из банка «Киев» (он, кстати, успел поработать ВА и в «Родоводе»). Первый сейчас в следственном изоляторе, второй (кстати, протеже бывшего зампреда НБУ Анатолия Шаповалова) — в Национальном банке, где занимает должность заместителя директора дирекции банковского надзора.
Кстати, по словам одного из чиновников Нацбанка, проведенная ГлавКРУ пресс-конференция могла быть созвана специально, чтобы инициировать отставку господина Мироненко. Основанием для нее может стать, к примеру, не раз упомянутый в СМИ акт ГлавКРУ №05-21/115 от 14 декабря 2009 г.: «Действия администратора привели к потере активов банка «Киев» на сумму 160,734 млн. грн… Кроме того, банком были утеряны залоги на общую сумму 175,7 млн. грн. и $2,6 млн. Операции не были согласованы с Нацбанком, так как земля и квартиры выводились из-под обеспечения по кредиту рефинансирования Нацбанка», сказано в акте.
Впрочем, по мнению экспертов, не лучше ситуация внутри проблемных банков обстоит и сейчас. «У государственных банков будут наблюдаться наибольшие сложности — качество их активов до сих пор оставляет желать лучшего. Однако требование МВФ продать эти банки рано или поздно приведет к необходимости провести аудит их финансового состояния. Я не удивлюсь, если по результатам этого аудита их капитал окажется близок к нулю. Соответственно и продавать такие банки придется за цену близкую к нулю, а это, в свою очередь, означает, что государственные деньги, вложенные в их капитал, просто растрачены зря»,— говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.