С 2010 года Вы прогнозировали (посткризисное) развитие украинского рынка DIY. По Вашим сегодняшним наблюдениям, Ваш прогноз сбывается?
Прогноз InVenture относительно развития рынка DIY Украины в посткризисный период предусматривал слабое восстановление данного сегмента. Ожидания в большей степени оправдались. В 2011-2012 гг., как и предполагалось, лидеры рынка DIY продолжили свою региональную экспансию, хоть и не с некоторым замедлением темпов открытия новых торговых центров. При этом, наибольшую активность проявила компания «Эпицентр». В 2011 г. ей удалось открыть 9 новых торговых центров, в 2012 г. еще 4 центра и довести общее количество магазинов сети «Эпицентр» до 40. Учитывая ранее завяленные цели Эпицентра выходить на интернациональный уровень, можно предвидеть, что в 2013-2015 г. компания все-таки приступит к стратегическому плану экспансии за рубеж; скорее всего, стоит ожидать открытие магазинов «Эпицентр» странах СНГ.
Основной конкурент «Новая Линия» в условиях снижения доходности бизнеса, временно остановила свою стратегию экспансии и направила усилия на оптимизацию операционной деятельности сети, продажу одного из гипермаркетов в Киеве, смену руководства компании и «парирование» проблем, связанных с возгоранием одного из торговых центров. Вероятным прогнозом дальнейшего развития сети «Новая Линия» в 2013-2014 гг. станет поступательное ежегодное открытие по 1-2 новому гипермаркету в регионах Украины. Учитывая то, что «Новая Линия» находится в управлении инвестбанка «Dragon Capital», не стоит также исключать возможности продажи сети стратегическому иностранному инвестору в среднесрочной перспективе.
Насколько комфортно чувствуют себя на рынке DIY западные компании? "Мешают" ли их развитию украинские игроки - такие, как, например, Эпицентр? Что, кстати, помогает украинцам держаться на плаву - чисто экономические успешные показатели или таки политические связи?
Иностранные сети DIY, по всей вероятности находятся в режиме «hold on» по отношению к возобновлению инвестиционной деятельности в Украине. Это связанно как с неопределенностью инвестиционного климата в Украине, неутешительными прогнозами развития экономики Украины, стагнацией развития сетевых магазинов в отдельных странах мира, а также с сохранением спекулятивных ожиданий собственников земельных участков и недвижимости в Украине.
Что касается практических примеров, то можно привести французскую сеть Leroy Merlin. Открыв в 2010 г. первый гипермаркет DIY, до сегодняшнего дня компания так и не решилась сделать новую инвестицию. Похоже, что Leroy Merlin придерживается консервативной стратегии развития, что подтверждается длительным поиском подходящих месторасположений для новых магазинов с ориентацией, прежде всего на г. Киев. Согласно озвученным планам экспансии Leroy Merlin, в 2013 г. ожидается открытие еще одного торгового центра в Киеве, предположительно этот гипермаркет войдет в состав 2 фазы девелоперского проекта МФК «Вырлица».
Почему, по Вашему мнению, с рынка будет уходить Практикер? Каков Ваш прогноз относительно покупателей этой сети? Нет ли угрозы, что и другие "западные" сети будут уходить?
Praktiker продолжает испытывать тяжелые времена в своем глобальном развитии. Начиная с 2008 г. ежегодно мировые продажи Praktiker снижались; выручка упала с 3,91 млрд. ЕВРО в 2008 г. до 3 млрд. ЕВРО в 2012 г. Показатель EBITA в 2011 г. и 2012 г. уже имел отрицательное значение – 375 млн. ЕВРО и – 128 млн. ЕВРО соответственно. Стоимость активов сократилась с 2,15 млрд. ЕВРО в 2008 г. до 1,48 млрд. ЕВРО в 2012 г.
Что касается продажи украинских гипермаркетов Praktiker, то, на мой взгляд, такая вероятность невысока. Во-первых, сеть Praktiker в Украине представлена лишь 4 гипермаркетами, это означает, что сеть не достаточно развита и не является полноценным, инвестиционно привлекательным активом, который может вызвать интерес у стратегических инвесторов. Во-вторых, к Украине на сегодняшний день испытывается низкий спрос со стороны зарубежного капитала. В-третьих, сами намерения штаб квартиры Praktiker относительно иностранных филиалов неоднозначны, особенно учитывая тот факт, что под сокращение сети попали в основном гипермаркеты в Германии, их количество сократилось в период 2008-2012 гг. - на 20 единиц, в то время как общее количество международных гипермаркетов выросло на 11 единиц (с 100 до 111). В течение 2012 г. лишь 1 гипермаркет был закрыт в Турции.
В-четвертых, экономическая ситуация в Украине по сравнению с другими странами где оперирует Praktiker не такая уж и критичная. Так, в 2012 г. темпы роста расходов населения превышали уровень валового внутреннего продукта лишь в Украине. К тому же, Европейская организация European DIY Retail Association (EDRA), отметила, что рынок DIY в 2012 г. вырос лишь в Украине, в Турции – отмечалась стагнация, в Болгарии, Греции, Польше, Румынии и Венгрии – падение. Ну и в довесок ко всему, в 2012 г. продажи Praktiker из всех представленных стран возросли лишь в Украине - на 7,6% по сравнению, до 31.2 млн. ЕВРО.
Алексей Олейников / InVenture – www.inventure.com.ua / CEO & Founder