Но европейцы не спешат активизировать на деле это направление сотрудничества с Украиной. Одна из причин — неуверенность в эффективном использовании инвестиций.
Министр топлива и энергетики Юрий Бойко в минувшую пятницу напомнил «о важном месте Украины как ключевого транзитного государства в обеспечении энергоресурсами европейских стран» и заявил «о важности углубления сотрудничества с Европейским союзом в вопросе привлечения инвестиций для модернизации отечественной газотранспортной системы».
Господин Бойко подчеркнул, что для повышения уровня безопасности и эффективности работы газотранспортной системы Украина нуждается в привлечении как значительных инвестиций, так и современных технологий. «Эффективная реализация договоренностей по вопросам модернизации украинской ГТС обеспечит существенное повышение уровня энергетической безопасности Украины, станет важным шагом в контексте европейской интеграции нашей страны и будет способствовать последующему росту международного авторитета Украины как надежного партнера на европейском газовом рынке»,— отметил министр.
Он также напомнил, что «с целью привлечения средств для модернизации украинской ГТС в марте 2009 г. в Брюсселе состоялась общая ЕС — Украина международная конференция относительно модернизации газотранспортной системы Украины», во время которой «украинская сторона представила мастер-план относительно модернизации ГТС».
По оценке Минтопэнерго, до 2018 г. необходимо привлечь $6,5 млрд. на реализацию инвестиционных проектов по модернизации ГТС. В правительстве Юлии Тимошенко, которое весной прошлого года подписывало упомянутый господином Бойко брюссельский меморандум, говорили о сумме в $3,018 млрд. А по подсчетам российского «Газпрома», озвученным зампредправления Валерием Голубевым, «можно спокойно говорить о сумме раз в десять больше заявленной» предыдущим украинским правительством.
Премьер Николай Азаров надеется, что противоречия в расчетах не помешают модернизации ГТС. «В течение лета мы найдем решение этой проблемы и разработаем на 2011 г. конкретную программу по модернизации нашей ГТС»,— обещает он. По словам главы Кабмина, в Украине готовы рассмотреть вопрос участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС в обмен на гарантии транспортировки газа. Но права собственности на ГТС должны «безусловно» оставаться в «украинских руках».
Несмотря на декларируемые правительством намерения активизировать сотрудничество с ЕС, Брюссель не спешит отвечать взаимностью. «ЕС подписал совместно с Украиной декларацию 23 марта 2009 г. по реформированию украинской ГТС. Там абсолютно четко прописаны все условия и реформы, которые должна провести у себя Украина, чтобы иметь возможность получить средства. Это связано не только с вопросами транзита газа, но со всей газовой индустрией — транзит, потребление, поставка украинским потребителям»,— обращает внимание глава представительства Еврокомиссии в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. Основная идея, по его словам, в том, чтобы сделать все эти вопросы максимально прозрачными, базирующимися на рыночных принципах, на конкретных правилах игры.
Очевидно, в ЕС не уверены в прозрачности украинского нефтегазового сегмента, поскольку до сих пор конкретных предложений на призывы правительства Виктора Януковича финансировать модернизацию ГТС не последовало.
Эксперты отмечают, что неэффективный менеджмент проектами — один из негативных факторов, препятствующих развитию сотрудничества с Брюсселем по модернизации ГТС. Эта проблема также характерна для «Газпрома», однако, благодаря широким возможностям по привлечению частного российского капитала, ее роль в деятельности корпорации зачастую нивелируется.
По расчетам East European Gas Analysis, средняя стоимость километра газопровода, построенного «дружественным» подрядчиком «Газпрома» в качестве российского участка «Северного потока», составляет EUR5,8 млн, а километр аналогичной трассы в Германии (система OPAL) обходится в EUR2,1 млн. «Такая пропорция освоенных и присвоенных средств в капиталовложениях «Газпрома» заставляет подозревать, что главное направление деятельности компании — отнюдь не добыча, транспортировка и реализация углеводородного сырья, а удовлетворение личных материальных нужд ряда коррумпированных менеджеров и участвующих в бизнесе политических покровителей»,— отмечает Михаил Крутихин, партнер компании RusEnergy. «Я считаю, что минимальная норма отката в «Газпроме» составляет 80%. При этом норма отката в ближайшие год-два обречена на рост, так как питерско-газпромовские постараются украсть по максимуму на строительстве ненужных газопроводов до того, как «Газпром» разорится»,— заявил Михаил Корчемкин, гендиректор East European Gas Analysis.
По словам господина Крутихина, эта гипотеза представляется еще более реалистичной при взгляде на коммерческую ценность газпромовских мегапроектов. «Эксперты внутри самой компании признают с цифрами в руках, что разработка месторождений на Ямале, а также газопроводы «Алтай», «Южный поток» и трасса от Сахалина до Владивостока не имеют никакого экономического смысла. Для Ямала, например, три сценария освоения недр имеют в официальной программе такие сроки окупаемости: 20 лет, 21 год и 22 года, а в дисконтированном выражении везде поставлено «не окупается»»,— констатирует он.
Впрочем, для украинского «Нефтегаза также характерны масштабные злоупотребления, о чем неоднократно заявляло Главное контрольно-ревизионное управление Украины по результатам своих проверок госхолдинга. Газовая система в Украине, как и ее экономика в целом, непрозрачна и скроена из коррупционных схем… Украина — такая страна, где все туманно»,— резюмирует Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (Москва).
По материалам издания: Экономические новости