Пойдут ли инвестиции в регионы?

Пойдут ли инвестиции в регионы?

О том, что мешает Украине привлекать инвестиции в регионы и что нужно сделать, чтобы инвестор финансировал региональные проекты

Репутация страны, региона и даже города имеет ключевое значение для инвесторов, когда те решают, куда вкладывать средства.

Конечно, основной аргумент для принятия любых инвестиционных решений — это окупаемость. В этом плане Украина имеет высокий показатель — по крайней мере, с точки зрения потенциала. Это молодая и быстрорастущая страна со стремительно расширяющимся потребительским рынком, постоянно увеличивающимся уровнем ВВП на душу населения и относительно молодой и высокообразованной нацией. Страна имеет выгодное географическое положение, расположившись на границе ЕС между Западом и Востоком, и может похвастаться богатыми природными ресурсами. Для многих иностранных инвесторов, рассматривающих инвестиционный потенциал страны, Украина является последним крупным развивающимся рынком в Европе.

Но обладая всеми перечисленными преимуществами, Украина по привлечению прямых иностранных инвестиций отстает от соседей как на Западе, так и на Востоке. Простой пример. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну по итогам прошлого года составил $4,56 млрд. при годовом росте в 2,3%. За тот же год Польша получила $14,2 млрд. ПИИ, причем по отношению к 2010-му их объем вырос на 46,7%. В России, кстати, объем прямых иностранных инвестиций в 2011 году вырос почти на такой же процент, как и в Польше: +46,4% год к году — до $65 млрд.

Почему же так происходит? Думаю, это связано с восприятием страны как региона с высокими рисками. В частности для ведения бизнеса. Региона, где бюрократия может приостановить реализацию проекта, контрактные обязательства выполняют не все, а прозрачность и независимость судебной системы оставляют желать лучшего.

Правительство продолжает реализацию реформ, и они даже имеют определенный успех: в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Украина поднялась с 82-го на 73-е место. Это подтверждает то, что проводимые реформы начинают оказывать необходимый эффект.

Но этого недостаточно. Кроме репутации страны, важно, чтобы и города, и регионы проявили инициативу, проложили красную ковровую дорожку для инвесторов и показали им, что их инвестиции желанны и ценятся, а их интересы будут соблюдаться.

Как привлекать и переубеждать инвесторов, Украина может учиться у Польши. Краков, например, постоянно освещает инвестиционную привлекательность как города, так и всего Малопольского региона. Надо сказать, что полякам действительно есть что ≪освещать≫. Например, региональное инвестиционное агентство Business In Malopolska предлагает для инвесторов «единое окно», которое продвигает конкурентные преимущества региона и одновременно помогает инвестору освоиться и начать бизнес. Это не просто декларация — как правило, поляки продвигают свою инвестпривлекательность, используя реальные бизнес-кейсы. Опыт других инвесторов, которым удается успешно развивать бизнес в Кракове, дает потенциальным инвесторам уверенность, что в Малопольский регион можно вкладывать. На сегодняшний день он имеет преимущества в трех ключевых сферах: промышленном производстве, центрах деловых услуг и IT. В регион были привлечены такие инвесторы, как Philip Morris, MAN Trucks, Electrolux, Cisco и многие другие. По некоторым оценкам, количество рабочих мест только лишь в секторе деловых услуг превысило 16 тыс.

Мне очень приятно отметить, что в Украине Донецкий регион имеет у инвесторов очень неплохую репутацию. «В Донецке власти проактивны и оказывают реальную поддержку тем, кто хочет инвестировать в регион», — это вам скажет любой бизнесмен, вкладывающий деньги в нашу область.

Кроме того, благодаря наличию здесь крупных предприятий, в том числе — чего уж тут скрывать — бизнесов, входящих в состав Группы СКМ, область представляет собой один из крупнейших в Украине региональных рынков сбыта. Поверьте, с нами сотрудничают много компаний — для группы с консолидированным валовым доходом в $19,542 млрд. это обычная практика.

Однако все это пусть и хорошее, но только начало. Без участия в инвестиционном процессе местных властей, муниципалитетов ни развитие регионов, ни смена их имиджа, ни приток инвестиций —невозможны. Местные власти — везде, не только в Донецке — просто обязаны внедрять «польскую» модель, если они хотят привлечь инвесторов и внести свой вклад в их успех.

Джок Мендоза-Вилсон, директор по международным связями отношениям с инвесторами СКМ (генерального партнера 5-го Международного инвестиционного саммита в Донецке).

По материалам: Инвестгазета

 

Читайте также