Однако данный инвестор вызывает массу сомнений. Уставной фонд компании составляет 20 унтов стерлингов, сама она находится в состоянии ликвидации, а ее основатель, выходец из Индии Хемант Кумар Патак, уже почти двадцать лет постоянно живет в Киеве. Указанное Патаком контактное лицо, компания Industry East Europe investments Ltd., напрямую связано с бизнесменом из Украины Юрием Иванющенко.
С сайта Госинвестпроекта моментально была убрана информация о подписании меморандума, вместо нее появилось опровержение. Но это не первый фиктивный инвестор, привлеченный Каськивым. Все помнят нашумевший скандал, когда в ноябре прошлого года подписантом меморандума об инвестициях в проект строительства СПГ-терминала выступил лыжный инструктор. Предыдущее инвестиционное предложение – проект из Бразилии на сумму $4,5 млрд., переданный неким директором торгово-инвестиционной компании Daruvar S.A. Жозе Баруоки. Однако оказалось, что господин Баруоки является почетным консулом в украинском посольстве в городе Блюменау. К сожалению, ни одного упоминания о компании вне сайта Госагентства не нашлось
В августе 2010 года Каськив утверждал, что деятельность Госагентства позволит прилечь в украинскую экономику в течении следующих пяти лет около $10 млрд. частных инвестиций и обеспечит ежегодный дополнительный рост ВВП на 5%. Уже прошло 2,5 года, но ни копейки иностранных инвестиций не пришло в Украину через Госинвестпроект. Об этом говорит отчет Института стратегических исследований касательно работы Госагентства.
Сам Каськив заявляет противоположное: по его словам, было привлечено 4,3 млрд. гривен в рамках семи национальных проектов, а одно из подразделений Госагентства – InvestUkraine – имеет в своем портфеле 16 проектов с общим инвестиционным фондом в 5,7 млрд. гривен. По его словам, за 2012 год InvestUkraine сумела привлечь 1,3 млрд. гривен инвестиций.
Но пока что это остается всего лишь словами. Завяленные Каськивым 4,3 млрд. гривен включают в себя инвестпроект «Воздушный экспресс», общий объем инвестиций по которому составляет 3 млрд. гривен. Однако это не прямые инвестиции, а инвестиционный заем со стороны Экспортно-импортного банка Китая, который к тому е все еще не выделен из-за разногласий по поводу степени участия китайских специалистов в реализации проекта.
По словам Каськива, надо подождать еще 4-5 месяцев, и все увидят результаты его деятельности. Однако подобные обещания уже далеко не первые. Из запланированных на 2011 год инвестиционных мероприятий было выполнено всего 35%, в 2012 году по данным института – 24% (по словам Каськива – 71,2%).было заявлено 17 проектов, из которых три практически заморожены, пять находятся на стадиях технико-экономических оценок, а остальные едва дождались подписания меморандумов.
Когда же проекты действительно получали финансирование – то они получали его только из госбюджета. Эксперты института утверждают, что внешних источников финансирования нет никаких. Государственные предприятия, продвигающие нацпроекты, и сами проекты, финансирование которых должно было осуществляться, в том числе, за счет привлечения внешних инвесторов, финансируются исключительно из государственного бюджета.
Представители Госинвестпроекта заверяют, что все заявленные суммы утверждены в юридических обязывающих документах. Однако документы как раз никого и ни к чему не обязывают – это всего на всего меморандумы о намерениях.
По данным Forbes, в меморандумах речь идет о заинтересованности инвесторов в работе на Украине, но обязательств относительно инвестирования средств в проекты предусмотрено. Сами компании, о которых говорил Каськив как об иностранных инвесторах – Andrade Guttierez (Бразилия), ZAGOPE Construction and Engineering (Португалия), KoGas (Республика Корея), Excelerate Energy (США) – отказались давать какие-либо комментарии относительно сотрудничества с Украиной.
Некоторые положительные достижения все-таки стоит отметить. За прошлый год было открыто 8 перинатальных центров из 27, запланированных в рамках проекта «Новая жизнь». За первый квартал этого года начали работу еще 5 центров. Но большей частью это связано с сотрудничеством с Фондом Виктора Пинчука, который осуществляет аналогичный проект «Колыбели надежды» с 2006 года.