Профинансируют ли иностранные инвесторы Уанет? Итоги дискуссии на Ukrainian E-Commerce Awards

Профинансируют ли иностранные инвесторы Уанет? Итоги дискуссии на Ukrainian E-Commerce Awards

О том, почему иностранные инвесторы на хотят работать с непрозрачными схемами украинских компаний, а отечественные предприниматели не могут перейти на легальные схемы

 4 апреля в Киеве прошла церемония награждения Ukrainian E-Commerce Awards среди лучших проектов в сфере e-commerce. Победителями стали вполне предсказуемые Zakaz.ua, Rozetka.ua и modnaKasta. Однако наиболее интересной стала дискуссия перед самим награждением. В качестве приглашенных экспертов присутствовали представители российских компаний и фондов – Intel Capital, Horizon Capital, российского eBay, Qiwi Post, которые обсуждали особенности интернет-торговли. Украинские предприниматели – владельцы и основатели магазинов и сервисных компаний – сидели в зале и слушали.
Один из участников дискуссии, инвестиционный директор Horizon Capital Василе Тофан пошутил, что украинский рынок обсуждают один голландец, один молдаванин и трое русских.
Поначалу дискуссия проходила спокойно, обсуждались привычные темы: мировой рост продаж через мобильные сервисы, небольшую долю интернет-коммерции в общем объеме торговли, рост приложений IT-платформ, маркетинга, CRM, доставки – всего, что помогает онлайн-коммерции.
Участники сравнили между собой украинские и российские показатели по торговле через мобильные приложения. Владелец сервиса Acrobator.com Бас Годски, отметил, что 8-12% трафика во всех магазинов, которые он консультирует, является мобильным, но прибыли он дает раза в 4 меньше. Андрей Логвин из modnaKasta отметил, что в его проекте примерно 11% оборота идет именно через мобильные приложения.
Все участники дискуссии пришли к общему мнению, что игрокам на локальных рынках нужно как-то решать проблему кросс-бордерных продаж. Артем Канюка, владелец магазина «Автопапа», рассказал, что покупатель часто заказывает несколько товаров на выбор, ему их доставляют, он подбирает тот, который ему нужен, отказывается от покупки и заказывает необходимую деталь из-за границы. Эксперты решили, что маржа должна учитывать такие риски.
ВЛОЖЕНИЯ В УАНЕТ
Однако не по всем вопросам участники были так единодушны. Когда подняли тему «Почему российские инвестфонды не инвестируют в украинскую онлайн-коммерцию», обсуждение сразу оживилось.
Инвесторы говорили о том, что непрозрачность украинских компаний мешает им инвестировать в них, и как только компании перейдут на легальные схемы, все сразу наладиться. В свою очередь, украинские предприниматели жаловались, что работать в Украине по полностью легальным схемам тяжело, а такая принципиальность иностранных инвесторов будет под серьезным вопросом, как только рынок e-commerce Украины наберет достаточные обороты и заинтересует инвесторов.
Василе Тофан из фонда прямых инвестиций Horizon Capital отметил, что его фонду интересна сфера e-commerce и сопутствующие индустрии (доставка и платежи). Инвесторы не могут игнорировать миллиардный украинский рынок, однако всему мешает непрозрачность схем. Инвесторов сильно озадачивает большой объем неучтенной наличности на украинском рынке. Максим Красных из Intel Capital согласился с этим, поясняя, что инвестор просто не в состоянии контролировать бизнес, построенный как несколько сотен частных предпринимателей.
Зал на такое заявление среагировал моментально. Егор Анчишкин из Zakaz.ua загадал инвесторам простую задачу: вы имеет две страны. В одной из них два проекта по $100 млн. и нет возможности выхода, в другой – четыре проекта по $10 млн., но инвесторы получат IRR всего в 30%. От чего рынок выиграет больше? Говоря проще, в Украине есть несколько частных и очень прибыльных проектов, а в России – множество уже проинвестированных, но не приносящих прибыль. Какой рынок больше заинтересует инвесторов?
Анчишкин сомневается в принципиальности инвесторов относительно легальных схем, особенно когда украинский рынок по своим размерам догонит европейские и станет им интересен. Александр Ольшанский из Internet Invest отметил небольшие размеры украинского рынка – от российского он отличается в 10 раз по оборотам, и в сто раз по прибыли. К тому же, западные инвесторы уже находят компромиссные варианты – они «арендуют» персонал в Украине через местные кадровые агентства.
Ольшанский объяснил, почему отечественные компании не могут перейти на полностью белые схемы. 83 копейки на каждую гривну заработной платы в Украине – это налоги. В таких условиях бизнес не выживет. В течение последних 7-8 лет в России уже существовали белые схемы по выплате зарплаты с реальными ставками налогообложения. Люди не должны испытывать иллюзий по этому поводу. Российские предприниматели просто не понимают, как тяжело приходится полностью легальному бизнесу в Украине, и пытаются создавать проект по уже проверенным в их стране схемам. Но у нас они не работают, говорит предприниматель.
Вадим Сухоненко, представитель крупного скандинавского онлайн-ритейлера SmartGuy, отметил, что западные компании интересуются украинским рынком. Недавно SmartGuy заявила о своем намерении выйти на украинский рынок. Основным плюсом российского рынка стоит назвать его масштаб, но это же и является основным минусом – большие риски по доставке и издержки. В Украине покупательская культура выше, а сама стране компактнее – это сильно уменьшает риски и затраты.

Читайте также

MIGA предоставит Dragon Capital гарантию инвестиций на $10 млн в проект М10 "Львовский индустриальный парк"

MIGA предоставит Dragon Capital гарантию инвестиций на $10 млн в проект М10 "Львовский индустриальный парк"

12.06.23
1837
Второй по величине пенсионный фонд Канады планирует продать акции прямых инвестиций на сумму $2 млрд

Второй по величине пенсионный фонд Канады планирует продать акции прямых инвестиций на сумму $2 млрд

09.11.23
1837
Украинский ресторанный стартап Choice привлек $2,5 млн инвестиций

Украинский ресторанный стартап Choice привлек $2,5 млн инвестиций

28.02.24
1837