Документом прописываются правила создания и дальнейшего функционирования в нашей стране Фонда гарантирования инвестиций для физлиц. В большинстве моментов они напоминают руководство, по которому в 2001 г. создавался аналогичный институт для вкладчиков украинских финучреждений: за десять лет существования Фонд гарантирования вкладов физлиц завершил выплаты вкладчикам 11 банков-банкротов (на 591,2 млн грн.) и клиентам еще 16 финучреждений продолжает выдавать компенсации (на 1 августа 2011 г. выплатил 3,45 млрд). Детище ГКЦБФР, так же, как и банковский Фонд, создается на вступительные взносы участников рынка — компаний по управлению активами, фондовых торговцев и корпоративных инвестиционных фондов — и функционирует в дальнейшем на счет их регулярных (ежеквартальных) отчислений. Для КУА — это 0,1% чистой стоимости активов обслуживаемых открытых паевых инвестфондов, для торговцев — 0,1% средневзвешенного размера средств, полученных в управление от физлиц, а для корпоративных инвестфондов — все тот же 0,1%, но уже от открыто (публично) размещенных акций и размера чистых активов. Впрочем, если гарантии банковского Фонда распространяются на весь депозитный рынок, то есть на вклады всех банков, то у Фонда гарантирования инвестиций — только на три группы инвесторов: клиентов управляющих компаний, фондовых торговцев и корпоративных инвестфондов. Неохваченными останутся инвесторы закрытых инвестфондов и интернет-брокеров (в рамках интернет-трейдинга торгующие ценными бумагами на отечественных фондовых биржах).
Как только заработает Фонд гарантирования инвестиций, украинцы смогут получить компенсации в нескольких случаях. Если их КУА, инвестфонд или торговец будет уличен в нарушениях действующего законодательства (в части инвестирования клиентских средств) и если будет запущена процедура банкротства либо ликвидации фондовика. «Включена в документ и достаточна спорная, с моей точки зрения, причина для выплат: в случае потерь, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности (снижения стоимости ЦБ в портфеле ИСИ). Это недопустимо, поскольку противоречит логике и природе такого, безусловно, рискового вида деятельности, как инвестирование», — сказал «ДС» портфельный управляющий ИК Phoenix Capital Артем Кость.
Кроме того, клиент сможет получить компенсацию от Фонда гарантирования в случае, если его инвестфонд откажется выкупить у него свои ценные бумаги и вернуть вложенные средства. «По нашим подсчетам, Фонд сможет осуществить первую часть выплат (примерно 2 тыс. инвесторов) через год после начала своей деятельности», — рассказала «ДС» временно исполняющая обязанности начальника управления аналитического обеспечения ГКЦБФР Алена Логвиненко. Согласно вышеупомянутому законопроекту размер компенсаций по одной инвестиции составит не более 20 тыс. грн. Независимый контроль над выплатами и работой Фонда будет осуществлять наблюдательный совет. «Его сформируют из представителей Министерства финансов и Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (по одному человеку от каждой структуры), а также от саморегулируемой организации торговцев ценными бумагами и СРО компаний по управлению активами (по два представителя от каждой)», — сообщила «ДС» г-жа Логвиненко.
Фондовики неоднозначно отнеслись к законопроекту Госкомиссии. Большинство из них уверены, что неокрепшему украинскому фондовому рынку нужны гарантии, и как только они появятся, граждане станут больше ему доверять. Но в то же время финансисты считают, что чиновникам по ходу слушаний в ВР придется дорабатывать свой документ. «Минимальный взнос по договору доверительного управления ценными бумагами сегодня составляет 100 минимальных зарплат (около 100 тыс. грн.). На этом фоне странно выглядит предлагаемый размер компенсации на уровне 20 тыс. грн. Кроме того, четко не прописан механизм выплат из Фонда средств в случае прекращения деятельности торговца ценными бумагами», — объяснила «ДС» директор юридического департамента инвестиционной группы «Сократ» Елена Мельникова.
Опрошенные «ДС» эксперты не верят, что законопроект ГКЦБФР будет одним из первых рассмотрен вернувшимися в сентябре с каникул депутатами. По самым оптимистическим прогнозам, он может быть вынесен на слушания и принят Верховной Радой в конце октября — начале ноября и вступит в силу с января 2012 г.