Самый активный арендатор украинских аэропортов компания «Шанти» пока не раскрывает собственников. «Это граждане Украины и Швейцарии», — единственное, что сообщил ее представитель Константин Выхристенко. Эта загадочная компания, след которой тянется из Швейцарии, уже сейчас получила право на аренду аэропортов в Виннице («Гаврышивка»), Кривом Роге и Бердянске. В ее дальнейших планах — получение контроля над половиной потенциально привлекательных аэропортов Украины, через которые пока почти или полностью отсутствует регулярное сообщение. «Шанти» уже предварительно согласовала с местными советами право на аренду Сумского аэропорта и севастопольского аэродрома «Бельбек» сроком в 25 лет, кроме того, ведет переговоры об управлении Ужгородским и Запорожским аэропортами.
Генераторы прибыли
Региональными аэропортами инвесторы заинтересовались после того, как принадлежащие сегодня или ранее государству воздушные врата Украины, среди которых «Борисполь», «Харьков», «Донецк», «Днепропетровск», «Львов», «Одесса» и «Симферополь», стали показывать увеличение прибыли. Сейчас через них проходит около 95% всего отечественного пассажирского авиапотока. Но если для этих «стратегических» объектов государство еще выделяет хоть какие-то средства на реконструкцию, и функционирование некоторых из них худо-бедно поддерживается и без частного капитала, то для аэропортов помельче, находящихся в управлении местных властей, отсутствие инвестиций означает отсутствие пассажиров. Часть из них имеет «убитую» взлетно-посадочную полосу — бетонную или асфальтовую. У других она просто коротка, что позволяет принимать лишь небольшие воздушные суда. У третьих пассажирские и логистические терминалы просто разваливаются, а пропускная способность их очень низка.
Между тем некоторые пустующие сейчас аэропорты могут быть весьма привлекательными для инвестора. Прежде всего те из них, которым удастся «перетянуть» на себя часть пассажиропотоков в направлении крупных городов или курортов. По словам аналитика ИК Concorde Capital Егора Самусенко, среди них наиболее прибыльными могут быть аэропорты Луганска, Сум, Запорожья, Севастополя и Тернополя. Во-вторых, это аэропорты, которые могут обслуживать грузовые авиаперевозки — «Винница» и «Ривне», а также аэропорты возле крупных промышленных центров, которые сегодня используются преимущественно деловой авиацией: «Кривой Рог» и «Мариуполь».
Но перед тем как эти возможности материализуются, в каждый из вышеперечисленных объектов нужно вложить не менее $200 млн.
Охота в регионах
«При подписании договора аренды первым этапом является инвестирование в развитие взлетно-посадочной полосы, которое занимает до семи месяцев с момента получения права на аренду или собственности. Затем — инвестирование в терминалы (от 12 до 30 месяцев) и логистика — от трех до семи лет. Инвестировать мы планируем за счет швейцарских кредитных средств», — делится планами Константин Выхристенко.
Однако перспективы инвестирования в отечественные аэропорты пока весьма туманны. Ведь далеко не все арендаторы рвутся в кратчайшие сроки вкладывать в аэропорты обещанные баснословные средства. Возможно, кто-то из них надеется почти ничего не вкладывая понемногу зарабатывать за счет прогнозируемого роста рынка авиаперевозок. От «Шанти» денег тоже пока не приходило. По части объектов, на которые она претендует, компания еще ожидает окончательного юридического утверждения права аренды. Но в Виннице и Кривом Роге ей уже ничто не мешает начать инвестировать. Однако деньги пока не вкладываются. «Инвестирование будет возможным после прохождения процедуры due diligence от нашего консультанта PricewaterhouseCooper's. Для успешного прохождения необходимы, помимо проекта, политическая воля администрации области и отсутствие политических рисков. Я вижу начало инвестирования в ВПП «Винницы» в июне 2011 года», — прогнозирует Выхристенко.
Другой яркий пример — компания «Мастер-Авиа», получившая в аренду киевский аэропорт «Жуляны». Она также на протяжении долгого времени объясняла отсутствие инвестиций судебными слушаниями по поводу аренды. Однако 17 февраля 2011 года Киеврада повторно определила «Мастер-Авиа» арендатором имущественного комплекса «Жулян». Но работы на этом объекте до сих пор не начаты. Точно так же, как простаивает и аэропорт «Херсон», еще с 2005 года принадлежащий некому СП «Титан».
Кто охотится за аэропортами «второго сорта»?
В числе основных фаворитов группа «Приват»: в последние годы она активно концентрирует активы в сфере авиаперевозок и ее интерес к региональным аэропортам выглядит вполне логичным. Куда меньше ясности с «темной лошадкой» компанией «Шанти», претендующей на контроль сразу над 7 аэропортами. Сама компания Shanti Сapital имеет британскую прописку, и представляет швейцарский инвестиционный консорциум Martlet Air Group AG, зарегистрированный в кантоне Цюрих. В сфере его интересов – широкий спектр бизнесов, начиная от авиаперевозок и заканчивая арендой яхт и строительством пятизвездочной гостиницы в Крыму.
По открытым швейцарским базам данных, Martlet Air Group AG была зарегистрирована во второй половине 2010 года с уставным капиталом в 100 000 швейцарских франков. В числе учредителей названы донеччане Сергей Иваненко и Николай Березин и два их швейцарских партнера Лия Гааг и Олег Лучис. Каким образом компания со столь небольшим уставным фондом намерена привлекать сотни миллионов долларов, необходимые для реконструкции региональных «воздушных ворот» – вопрос пока открытый.
Очевидно одно: на местные власти сыпется множество предложений об инвестировании в другие авиапредприятия. И в скором времени следует ожидать новых решений об их передаче в частные руки.
Источник: Инвестгазета