Регуляторные “гайки” нужно раскручивать

Регуляторные “гайки” нужно раскручивать

В 2011 году правительство ожидает притока иностранных инвестиций на уровне $7 млрд. Эту цифру можно при желании удвоить. Причем, за счет реальных инвесторов, а не "киприотов", под маской которых ...

Как далеко мы позади

Одно из признанных в мире мерил развития страны - ежегодное исследование Мирового банка Doing Business - рейтинг простоты ведения бизнеса в разных государствах. Эксперты изучают множество деталей работы предпринимателей: от количества разрешений на строительство до продолжительности процедур банкротства, от сложности уплаты налогов до доступности кредитов. Именно Doing Business - один из рейтингов, на основании которых международные компании принимают решение - работать в стране или нет.

Грузия, Казахстан, Киргизстан (12, 59 и 44 места в DB2011 соответственно) вырвались в последние несколько лет в первую треть списка и получили значительные инвестиции именно благодаря тому, что упростили отношения бизнеса и власти. Например, в 2005-2006 годах Грузия снизила налоги, упростила начинание бизнеса и таможенные процедуры. И уже в DB2007 она поднялась со 112-го на 37-е место, а объем прямых иностранных инвестиций удвоился. Дальнейшие реформы вообще вплотную приблизили ее к топ-10 наиболее инвестиционно привлекательных государств.

Позиция Украины в рейтинге DB с каждым не сильно меняется. Мы неизменно топчемся где-то в середине второй сотни стран (142-145 места). Наши "соседи" - Сьерра-Леоне, Бутан, Гамбия и Камбоджа. И без радикальных перемен говорить о том, что мы станем вдруг кому-то интересными, не приходится. Согласно последнему рейтингу DB2011, который подводит итоги конца 2009 и начала 2010 года, по простоте начала ведения бизнеса мы на 118-м месте. В среднем, чтобы начать собственное дело, по данным Мирового банка, в Украине нужно израсходовать 27 дней и пройти 10 процедур. За легкостью выхода из бизнеса мы занимаем 150-е место: процесс занимает почти три года, стоит около 40% стоимости активов предпринимателя, а возмещение долгов кредиторам не превышает 8%. У нас одна из самых сложных систем налогообложения и получения разрешений на строительство. По оценкам экспертов Международной финансовой корпорации (IFC), на проверки, разрешения и техническое регулирование бизнес каждый год тратит до 8 млрд. грн. Этого хватило бы, чтобы на протяжении года оплачивать около 270 тыс. рабочих мест.

Что сделано

В 2010 г. рабочая группа во главе с вице-премьером Сергеем Тигипко разработала комплекс законопроектов, цель которых - упростить регуляторные процедуры, минимизировав коррупционные риски в отношениях бизнеса и власти.

Отдельные нормы из этого пакета уже вступили в силу. Во-первых, законодательно закрепленная возможность проводки электронной регистрации предприятий, с использованием электронных документов и цифровой подписи - сдать отчет можно за 15 минут, не выходя из офиса. Но полностью эта система заработает в августе 2011 года, когда будет готово программное обеспечение для электронной регистрации.

Во-вторых, упразднено лицензирование 2046 видов работ из 2268. А большинство из остальных лицензий стали бессрочными (прежде их приходилось продлевать в лучшем случае каждые 3-5 лет). "По мировым стандартам, лицензирование и усиленные проверки должны применяться только в тех случаях, когда тот или другой вид деятельности представляет угрозу жизни или здоровью человека. В других случаях лицензия - это лишняя бумага, которая не гарантирует, что компания будет в дальнейшем работать по правилам. Это уже вопрос контроля после того, как предприятие начало деятельность", - поддерживает инициативу эксперт IFC Сергей Глущенко.

В-третьих, для начинания 130 видов деятельности из 227 (например, строительных работ, деятельности, которая сегодня попадает под контроль санстанции) введен декларативный принцип, то есть  предпринимателю не нужно будет ждать письменного разрешения чиновника для того, чтобы начать работать. Довольно просто предоставить декларацию о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства.

В-четвертых, в рамках дерегулятивной реформы почти вдвое сокращенно количество контролирующих органов - с 79 до 40. С одной стороны, это экономия бюджетных средств на содержание бюрократического аппарата (например, только в системе МинАПК за счет уменьшения количества инспекций с 7 до 1 будет сокращенно 8 тыс. человек). А с другой - значительное ускорение процессов принятия решений и уменьшение количества проверок. Однако остается риск возможности простого преобразования нескольких небольших коррупционных "ручейков" в один большой. Поэтому вместе с уменьшением количества проверяющих нужно усилить контроль за их деятельностью.

Пятым элементом положительных изменений в политике дерегуляции стало недавнее принятие парламентом двух законов о рыночном надзоре и об обеспечении безопасности непищевой продукции. "Через полгода в Украине будет упразднен контроль производственного процесса на предприятиях. Будет только оценка соответствия самым базовым стандартам. Качество продукции будет контролироваться уже на рынке. Это даст возможность избежать лишней "опеки" производителей со стороны чиновников. Время и ресурсы можно будет направить на модернизацию, а не на "благодарность", - объясняет суть новаций руководитель проекта ЕС по технической помощи украинской инфраструктуре обеспечения качества Стефанос Иоакимидис.

Что запланировано

Кроме того, в рабочей группе вице-премьера уже почти готов Административно-процессуальный кодекс, где будет существенно сокращен перечень админуслуг, которые предоставляет бизнесу государство, более четко выписаны их стоимость, сроки и условия предоставления.

Кроме того, в парламент уже внесена новая редакция законодательства о банкротстве, а также подготовлены законопроекты, которые разрешают сократить сроки ликвидации предприятий.

Упростится и процедура начинания собственного дела. "Мы планируем снизить размер уставного фонда предприятия до нуля. Мы также предлагаем отказаться от уставов - стандартный устав просто будет прописан в законе. Кроме того, бизнес можно будет начинать без печатей, а документы можно будет не заверять у нотариуса. Все эти нормативы уже разработаны и сначала года будут представлены в Верховную Раду", - обещает вице-премьер Тигипко.

Также на конечной стадии подготовки находится ряд антирейдерских законов. Одной из ключевых норм станет усиление уголовной ответственности за подделку документов. Сегодня за это преступление могут лишь оштрафовать не больше чем на 1190 грн. или ограничить свободу на срок до двух лет.

Конечно, главная проблема для выполнения всех поставленных в регуляторной политике задач - сопротивление упрощения условий работы бизнеса со стороны чиновников на местах. Однако при наличии политической воли и жестком контроле выполнения вопрос улучшения инвестиционной среды можно решить за считанные месяцы. Если же этого не сделать, нашими главными инвесторами так и останутся офшоры, что никогда не приведет страну к европейскому уровню благосостояния.

 Источник: ukranews

Читайте также