По результатам первого полугодия фондовики на 10 украинских биржах наторговали 47,3 млрд. грн – это даже больше, чем по результатам рекордного 2008 года (37,7 млрд.), не говоря уже о январе–июне 2009-го (9,6 млрд. грн).
Впрочем, говорить о том, что фондовый рынок вышел из комы на докризисный уровень не приходится. Главным генератором стал вовсе не рост акций украинских предприятий, а спекуляции с облигациями внутреннего госзайма (ОВГЗ): сделки с ними обеспечили более половины объема торгов – 24,8 млрд. грн. Гособлигации активно покупались банками и инвесторами-нерезидентами, причем абсолютное большинство сделок с ними (более 99%) совершалось на бирже ПФТС (Первая фондовая торговая система).
Что касается рынка акций, то 45% сделок по ним было заключено на Украинской бирже – как утверждают аналитики, сегодня на этой площадке формируется реальная цена акций и сосредоточена почти вся ликвидность украинского фондового рынка.
Отметим, что сейчас обе крупнейшие торговые площадки в Украине – ПФТС и Украинская биржа – принадлежат конкурирующим между собой российским биржам ММВБ и РТС. «У себя в России им уже сложно бороться, потому что там рынок более-менее устоялся, и конкурентная борьба переметнулась на рынки ближайших стран, в том числе и Украины, – говорит начальник управления онлайн-брокериджа Astrum Capital Руслан Магомедов. – Так соперничество ММВБ и РТС вылилось в создание Украинской биржи и покупку ПФТС». Он считает, что для украинского фондового рынка в целом это имело позитивное влияние, поскольку привело к появлению интернет-трейдинга (самостоятельной торговле ценными бумагами на биржевых площадках через Интернет) и срочного рынка (торговля фьючерсами на индекс украинских акций. – «Профиль»).
Усиление российского влияния аналитик Phoenix Capital Сергей Петренко видит в том, что наш фондовый рынок развивается по его модели, используя опыт, наработки программного обеспечения и т. д. Хотя эксперт не усматривает в этом какой-либо угрозы для экономики – просто она в украинских реалиях еще очень мало зависит от рынка ценных бумаг.
По материалам издания: Профиль
Вследствие принадлежности двух крупнейших площадок россиянам их влияние на украинский фондовый рынок тотальное, отмечает глава аналитического департамента Eavex Capital Владимир Динул. «С другой стороны, мы не знаем ни одной украинской компании, которая бы отдала преимущество российским биржам при проведении IPO, даже если управляли этими IPO инвестиционные банки с главным офисом в Москве. С этой точки зрения, влияние россиян нулевое», – подчеркивает эксперт.
По единодушному мнению опрошенных «Профилем» аналитиков, россиян на украинском рынке ценных бумаг интересует исключительно получение прибыли. «А на нашем рынке, как на «развивающемся», доходность выше, чем на российском, правда и риски немного больше», – отметил Руслан Магомедов. Кроме того, Москва является важным финансовым центром для Украины уже потому, что там расположены офисы институциональных инвесторов. И именно там принимается много решений об инвестировании в Украину, подчеркивает Владимир Динул.
Еще один интересный аспект работы фондового рынка Украины – это регулярные ценовые «качели». Так, за первых три недели мая индекс Украинской биржи потерял более 43%, а затем в течение одной недели вырос сразу на 29,5%. Среди самых популярных объяснений – «российский» след: мол, в связи со сближением Киева и Москвы россиянам пообещали много интересных украинских предприятий. И они постарались опустить стоимость этих активов, чтобы потом прикупить по более низкой цене.
На наших биржах уже довольно давно активно торгуют российские инвестиционные компании, такие как «Тройка Диалог», «Ренессанс Капитал», «Альфа-Капитал» и другие. Так что теоретически инструменты влияния на рынок имеются достаточно мощные. Однако объем торгов акциями на украинских фондовых площадках все же незначительный. Да и краткосрочные колебания на биржах на внебиржевые покупки крупных пакетов практически не влияют.
Скорее, причиной сильных колебаний на биржах, или как говорят фондовики – волатильности, является отсутствие «длинных» денег. Ну не работают у нас те же негосударственные пенсионные фонды, которые так популярны в развитых странах. Ведь именно они обладают значительными финансовыми ресурсами, которые можно инвестировать на длительные сроки и с помощью которых можно выкупать дешевеющие акции на «падающем» рынке, сглаживая это самое падение. Эту проблему обсуждают уже десяток лет, но из-за постоянной нестабильности в Украине эти институции распоряжаются мизерной суммой – порядка $100 млн., которая никак не сделает погоду на фондовом рынке.
Пока на государственном уровне решают другие вопросы. Регулирующие органы и участники рынка взялись обсуждать создание Центрального депозитария ценных бумаг. Сегодня в этой сфере работает две структуры – каждая со своими особенностями. А это, конечно же, не способствует созданию единой системы учета прав и расчетов с ценными бумагами, усложняет и удорожает проведение операций, увеличивает риски и отпугивает иностранных инвесторов.
Еще один «раздражитель» – принятый в первом чтении законопроект о праве мажоритарных акционеров, владеющих более 95% акций компании, требовать от миноритариев (владельцев мелких пакетов) продажи принадлежащих им пакетов акций.
Эту норму объясняют стремлением искоренить рейдерство в Украине – когда владельцы минимальных пакетов через суды пытаются влиять на управление компанией.
«Закон вносили в парламент и проводят с определенной целью. Скорее всего, в правящей коалиции есть лица, заинтересованные в вытеснении миноритарных акционеров», – полагает аналитик Сергей Петренко.
Закон об обязательном выкупе миноритарных пакетов существеннейшим образом изменит облик фондового рынка Украины, уверен Владимир Динул. «Ликвидировать миноритарные пакеты будут все: западные банки, украинские олигархи, российские инвесторы. Никакой особой роли российских собственников мы тут не увидим», – подчеркивает эксперт.
Участники рынка также обращают внимание на необходимость установления справедливой цены, по которой должен проводится выкуп. Иначе миноритарные акционеры могут остаться в накладе, а соответствующие ценные бумаги подвергнут делистингу (исключению из списка торговли на биржах), что еще и понизит ликвидность украинских акций.
Украинский фондовый рынок традиционно больше страдает от внутренних проблем и противоречий, чем от внешнего влияния. Пока присутствие россиян и даже их контроль над торговыми площадками участники рынка оценивают положительно – все-таки есть развитие, внедряются новые технологии. Однако то, что основной объем сделок и с гособлигациями, и с акциями отечественных предприятий происходит под зорким глазом соседей, вызывает некоторые опасения. Наверное, будет лучше, чтобы наш фондовый рынок пока не развивался опережающими темпами. Так национальной экономике будет спокойнее.