Сказочные перспективы

Сказочные перспективы

Киевские власти намерены привлечь 82 млрд. евро прямых инвестиций для развития Киева — вдвое больше, чем привлекла Украина за все годы независимости. Где взять эти огромные деньги в условиях и без ...

Крупные компании давно бы присутствовали в Киеве, но для того чтобы это произошло, мы должны показать им четкие правила игры и перспективы», — заявил в одном из последних интервью Александр Попов, глава Киевской городской государственной администрации. Именно такую цель поставили себе столичные власти, утвердив ко Дню Киева «Стратегию развития Киева 2025». Но на осуществление этого грандиозного плана потребуется 82 млрд. евро прямых инвестиций — сумма небывалая не только для Киева, но и для Украины. Городская власть надеется привлечь их в течение 15 лет, хотя за последние 20 лет во всю Украину иностранного капитала пришло меньше. Впрочем, руководство Киева полагает, что поставленная задача ему под силу, и уже активно ведет переговоры с потенциальными инвесторами.

Между тем отечественные экономисты и аналитики высказывают большие сомнения в многомиллиардной инвестпривлекательности украинской столицы. А если так, то стратегия грозит обернуться гораздо менее масштабными планами. Но кто прав — власти или эксперты — киевляне узнают лишь к концу года. До осени с документом будут знакомиться обычные горожане на общественных слушаниях. В сентябре ее должна будет утвердить Киеврада. А уже в декабре запланирована презентация проекта Генплана, который будет учитывать все наработки стратегии и возможности финансирования.

Равнение на лучших Согласно ожиданиям киевских властей, 82 млрд. евро помогут вывести столицу на уровень восточноевропейских городов. Сегодня Киев со своими 5,5 тыс. евро прямых иностранных инвестиций на одного жителя в разы отстает от Праги, Варшавы и других столиц ЦВЕ. Привлечение 82 млрд. евро исправит эту ситуацию, ПИИ на жителя возрастут до 31 тыс. евро — а это почти что уровень Праги.

Равнение на Европу при разработке «Стратегии развития Киева» коснулось не только инвестиционных показателей, но и сути отдельных проектов. Примером для подражания разработчики решили взять Прагу, Будапешт, Варшаву, а также Москву и Санкт-Петербург. По словам Сергея Перапечки, руководителя проекта компании BCG, у Праги Киев решил позаимствовать туристический опыт и электронное правительство, у Будапешта — реформирование транспортной и инженерной инфраструктуры, у Варшавы — опыт модернизации водоканализационного хозяйства, у Санкт-Петербурга — привлечение инвестиций, создание государственно-частных партнерств, а также опыт развития туризма.

Наиболее весомыми в денежном плане среди проектов, заявленных в стратегии, оказались инфраструктурные. На них предусмотрено почти 10 млрд. евро, из которых более 6 млрд. евро — на транспортную инфраструктуру. На практике это означает инвестирование в восстановление жилищно-коммунального хозяйства, строительство метро и паркингов, автоматизированную систему управления движением, которая, по оценкам авторов стратегии, увеличит на 20% скорость прохождения транспорта по городу. Также в планах столицы — закончить и построить еще несколько новых развязок на набережной города, достроить окружную дорогу и построить подземные дороги. Например, предполагается, что заезд на Дарницкий мост будет открыт и что будет построен тоннель, который выведет дорогу к бульвару Леси Украинки. В копеечку обойдутся Киеву и экологические проекты. В частности, санация наиболее экологически опасных объектов — завода «Радикал», МСЗ «Энергия», ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и других.

В то же время документ предусматривает развитие города в таких направлениях, где трудно оценить потенциальные затраты. Например, развитие конкурентных кластеров экономики. Другими словами, развитие специализации Киева. Как Цюрих специализируется на банкинге, а Чикаго — на торговле аграрной продукцией, так Киев, согласно стратегии, может специализироваться, к примеру, на фармацевтике, точном машиностроении или на трейдинге сельскохозяйственным сырьем в СНГ и ЦВЕ. Еще одно многообещающее направление — превращение украинской столицы в центр деловой активности региона, где располагались бы штаб-квартиры крупнейших компаний, освоивших Восточную Европу. Правда, это уже дело более дальней перспективы.

Масштабное мышление Как правило, финансирование развития городов происходит не за счет бюджетных средств, а за счет привлеченного капитала — прямых инвестиций или заемных ресурсов. Так, в Европе город ской бюджет обычно покрывает лишь 10-30% стоимости инвестиционной программы. Остальные средства, как рассказывает Андрей Лобач, старший менеджер проектов Фонда «Эффективное управление», добываются за счет частно-государственных партнерств (например, при модернизации электро- и теплоснабжения) и непосредственно частного инвестирования (например, на развитие туристической отрасли). Часть средств также традиционно поступает из госбюджета в виде расходов на целевые программы (например, при строительстве дорог). Возможно также и софинансирование с участием населения (например, при реконструкции жилого фонда).

По такому же многогранному пути решил пойти и Киев. По словам Руслана Крамаренко, заместителя главы КГГА, часть финансирования собственноручно обеспечит городской бюджет, часть поступит в виде целевых субвенций из госбюджета, а остальные средства — в качестве грантов от иностранных государств и средств международных финансовых организаций. Также столичные власти не отрицают и возможности привлечения кредитных ресурсов, в частности путем выпуска еврооблигаций. И, конечно, весомая часть мероприятий будет осуществлена за счет инвестиций частного сектора в форме частного публичного партнерства. Планируется, что эти инвестиции будут сделаны в виде покупки акций, приобретения долей, взносов в уставный капитал предприятий Киева (предприятия всех форм собственности, не только коммунальные). По словам Александра Попова, есть множество проектов, которые являются самоокупаемыми, поэтому могут быть интересными для крупных инвесторов. «Мы планируем привлекать средства частных инвесторов исходя из принципа государственно-частного партнерства на целый ряд важнейших для города финансово емких инвестиционных проектов», — отмечает глава КГГА. Например, за счет денег инвесторов горадминистрация рассчитывает построить отели и паркинги, реконструировать Бортническую станцию аэрации и мусоросжигательный завод «Энергия», создать инфраструктуру города в разрезе здравоохранения (в том числе построить спорткомплексы, бассейны) и выставочный центр мирового уровня. А в более дальней перспективе — реализовать и такие проекты, как тоннели под Днепром.

Несмотря на то что стратегия пока находится лишь на стадии общественного обсуждения, столичные власти уже активно ведут переговоры с потенциальными инвесторами и даже проводят инвестиционные конкурсы по наиболее актуальным проектам. «В настоящее время проведены переговоры с такими финансовыми организациями, как Японское агентство международного развития, Китайский экспортно-импортный банк, ведущие европейские финансовые учреждения, с которыми определены приоритетные направления для сотрудничества», — рассказывает Руслан Крамаренко. Параллельно городская администрация «обрабатывает» и внутренние источники финансирования. В частности, пытается «выбить» государственное финансирование на масштабные инфраструктурные проекты, активно сотрудничая с Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами Украины, Государственным агентством экологических инвестиций Украины, другими министерствами и ведомствами. Следующим этапом привлечения иностранного капитала в Киев обещает стать Инвестиционный форум г. Киева, который мэрия планирует провести осенью этого года. Именно на этом киевском мини-Давосе пройдут основные переговоры столичных властей с потенциальными инвесторами и кредиторами.

Сомнения есть Вместе с тем участники рынка называют амбиции киевских властей завышенными. В первую очередь потому, что Киеву едва ли удастся привлечь сумму в 82 млрд. евро — это 2,5-годичный консолидированный бюджет Украины, а также вдвое больше, чем в целом Украина привлекла за все годы независимости. Как отмечает Виталий Ваврищук, аналитик BG Capital, привлечь такие ресурсы на развитие города на протяжении пятнадцати лет невозможно, даже если в проектах будет участвовать частный капитал. Прежде всего это связано с завышенными ориентирами. Прага, Варшава, Будапешт — все это столицы стран со своей спецификой. Там и доля иностранных инвестиций в экономике выше, чем в Украине, и роль столиц в экономике страны больше. Равняться на них, по мнению экспертов, нецелесообразно. При этом реалистичной планируемая сумма поступлений может быть лишь в случае значительной девальвации евро в будущем.

Нереалистичность заявленной Киевом суммы связана еще и с не особо высокой инвестиционной привлекательностью города. Так, кредитный рейтинг Киева сегодня составляет «В-» по оценке Fitch Ratings, в то время как рейтинг, к примеру, той же Варшавы — «ААА». Невысокая привлекательность украинской столицы для иностранных инвесторов и кредиторов объясняется, в частности, ее затруднительной ситуацией с муниципальным долгом, который сегодня составляет более $1 млрд. ($700 млн. по еврооблигациям и чуть более 3 млрд. грн. по внутреннему долгу). На протяжении последних пяти лет Киев из года в год привлекал кредиты и выпускал еврооблигации и облигации внутреннего займа — главным образом на погашение старых долгов. По данным КГГА, ежегодно Киев тратит 750 млн. грн. на обслуживание взятых ранее кредитов. Остальные одолженные средства шли преимущественно на погашение долгов перед коммунальными предприятиями, вроде «Киевэнерго». Менее всего привлеченный капитал тратился на развитие инфраструктуры.

Как раз на прошлой неделе, 14 июня, столица начала роуд-шоу очередного выпуска 5-летних евробондов на сумму $300 млн., которое пройдет в Лондоне, Женеве, Цюрихе, Бостоне и Нью-Йорке или Вашингтоне. При этом $200 млн. из суммы, полученной в итоге от продажи евробондов, будут пущены по старинке на уплату долга по еврооблигациям, выпущенным в 2004 году. Также, по словам Ольги Сливинской, старшего аналитика Dragon Capital, в планах города — размещение гривневых облигаций на сумму 12 млрд. грн. ($1,5 млрд.) несколькими сериями или еврооблигаций в российских рублях на такую же сумму. При этом первую серию на сумму 3 млрд. рублей ($100 млн.) предполагается выпустить уже в текущем году, чтобы профинансировать строительство новой линии метро.

Таким образом, долги Киева бросают тень на его инвестиционную привлекательность. И это — в дополнение к традиционным для Украины политическим рискам, высокой коррупции и бюрократии, способности денег «иссякать» по дороге к цели и тенденции к замораживанию полуготовых проектов. 

Инвестгазета

Читайте также