Несмотря на угрозу новой волны кризиса, мировой рынок слияний и поглощений растет. В ГМК операции M&A также оживились, и в 2012-13 годах глобальный объем "металлургических" поглощений может выйти на докризисный уровень. В Украине большинство подобных сделок касается АПК и энергетики, но новые громкие приобретения в металлургии и машиностроении тоже возможны.
В ноябре Госкомиссия Украины по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) заявила, что с 2012 года будет наказывать инвесторов, не согласовавших с ней покупку существенной (свыше 10%, 25%, 50% или 75%) доли в акционерном капитале компаний. Дело в том, что 8 января 2012 вступит в силу закон, по которому ГКЦБФР и Госкомиссия по регулированию рынка финансовых услуг будут контролировать приобретение крупных долей в уставных фондах. При отказе инвестора от согласования он утратит право управления предприятием (в части несогласованного пакета).
Мировые тренды
По экспертным оценкам, подобное решение направлено против недружественных слияний и поглощений (M&A), начиная от скупки акций для последующего влияния на решения собраний акционеров и вплоть до банального рейдерства.
Подобная новация – неплохой повод проанализировать тренды легального M&A, отмечает директор Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Юрий Бойко. По его словам, мировой рынок таких сделок в январе-сентябре вырос относительно 9 мес. 2010 года на 21,7%, до 2,1 трлн долл. Притом ІІІ квартал не был удачным – сделки составили 569,2 млрд долл., что стало одним из наименьших квартальных значений начиная с І квартала-2010. Наибольшая активность сконцентрирована в энергетике (17,2% объявленных контрактов) и финансах. При этом приобретения с участием фондов прямых инвестиций повысились на 17% до 181,2 млрд долл. А объем комиссионных организаторам сделок увеличился до 22,8 млрд долл., лидерами оказались Goldman Sachs, Morgan Stanley и Credit Suisse.
Почти четверть сделок пришлась на развивающиеся рынки, хотя их доля в общей структуре сократилась на 3% в сравнении с январем-сентябрем-2010. Интересно, что лидером развивающихся стран по слияниям/поглощениям стала Турция: 8,8 млрд долл., или рост на 59% к АППГ. "В России в отчетный период стало на 50% больше M&A, в то время как в других странах-членах БРИКС (Бразилия, Индия, Китай) число сделок и их объемы упали", – сообщает Ю.Бойко. Для сравнения, доля США составила около 42%, Евросоюза – 27%.
Аналитик уточняет: текущий год стал лучшим для M&A в Турции начиная с 2008 года. Центробанк страны предпринимает агрессивные меры по поддержке экономического роста: например, с декабря-2010 базовые учетные ставки снижались уже трижды, тогда как на остальных развивающихся рынках они растут.
По этому поводу заместитель директора Центра глобальной конкурентоспособности и продуктивности Всемирного экономического форума Тьерри Гейгер напоминает: в 2009-10 годах на мировом рынке произошел всплеск слияний и поглощений. "С началом кризиса активы почти на всех рынках подешевели. Кроме того, возросли общая рисковость вложений и, соответственно, их доходность, – говорит экономист. – В такой ситуации инвесторы резко активизировали M&A. Но сейчас угроза новой кризисной волны заставляет операторов действовать осторожнее, вплоть до вывода капитала из рисковых активов и стран. Так, в РФ наблюдается спад иностранных инвестиций".
В разрезе ГМК
Что же происходит в горно-металлургическом комплексе планеты? В компании Pricewaterhouse Coopers (PwC) констатируют: в 2010-11 годах активность M&A растет и здесь. Если брать только металлургию (без других подотраслей ГМК), то в прошлом году объем слияний и поглощений вырос на 79%, до 27 млрд долл. По данным члена Стратегического совета PwC от Швейцарии Маркуса Нойхауза, рост обеспечен стремлением метхолдингов закрепиться на развивающихся рынках, а также обеспечить себя собственным сырьем на фоне высоких цен на него (предметом крупнейших сделок в 2010 году стали железорудные активы). Интерес к металлургическим активам сохраняют и промышленные покупатели, и финансовые инвесторы.
В плане географии основными покупателями стали западные корпорации, продолжает специалист, а вот КНР больше занята консолидацией национальной металлургии. В Европе активность сделок тоже увеличилась, но незначительно, несмотря на поступательное восстановление показателей металлопроизводства. "Многие компании Центральной и Восточной Европы начали восстанавливаться после кризиса, но сейчас обстановка снова осложняется. И пока эти производители не способны на большие сделки, тем более международные; к тому же значительная часть средств используется для выплаты долгов", – заключает М.Нойхауз.
Тем не менее в 2012-13 годах объем металлургических M&A может приблизиться к уровню 38 млрд долл. в год, отмеченному на пике рынка в 2006-08. "Одна из опасностей – погоня за сырьевой базой, без четкого понимания целей. На деле некоторые активы могут быть не очень нужны, но стоят дорого. При сегодняшней нехватке капитала такая покупка вполне может ухудшить позиции компании", – добавляет финансовый директор группы Tata Steel Кушика Чаттерджи.
Исключительно в горнодобывающем секторе в 2010 году объем сделок составил 113 млрд долл. Это в несколько раз больше, чем в металлургии, и М.Нойхауз из PwC из акцентирует: внутренние M&A в сырьевой сфере сегодня намного активнее, чем покупки сырьевых активов металлургами.
В ближайшие годы консолидация на мировом металлорынке продолжится, уверен эксперт ИК Phoenix Capital Роман Тополюк. Ключевые поставщики будут укрупняться за счет меньших и менее успешных.
Украинский контекст
Глобальные тенденции проявляются и в Украине. В 2011 году этот рынок вырастет до 5,5-6 млрд долл., включая приватизацию, ожидает управляющий директор компании Concorde Capital Виталий Струков (в 2010 – 5 млрд долл.). С начала года объем M&A в стране уже превысил 4,6 млрд долл.
Вместе с тем, в отличие от зарубежных трендов, основная часть сделок приходится на предприятия аграрного и пищевого сектора (около 1,3 млрд долл.). По оценкам Concorde Capital, дело в том, что эти отрасли отечественной индустрии наиболее устойчивы к кризису. Почти столько же пришлось и на сектор телекоммуникаций, но в основном за счет продажи Укртелекома. Замыкает же тройку лидеров химическая промышленность с объемом сделок порядка 1 млрд долл., достигнутым благодаря консолидации активов Дмитрием Фирташем (группа Ostchem). Эксперт центра CASE Украина Евгений Дубогрыз уточняет: группа получила контроль над такими предприятиями, как "Стирол", черкасский и северодонецкий "Азоты".
Далее по объемам следуют металлургия – 0,5 млрд долл., машиностроение – 0,3 млрд долл., банковский сектор – 0,2 млрд долл. (все сделки "стрессовые" – с мультипликатором менее 1).
Примерно такой же рост, на 6 млрд долл., ожидается и в грядущем году, причем "взорвать" ситуацию могут M&A на нефтегазовом рынке. Если они произойдут, то этот сегмент может опередить АПК и выйти на первое место по объемам, считает В.Струков. "Хотя агросектор еще долго будет на ведущих позициях в силу большого потенциала, невысокой (пока что) консолидации, плюс в связи с планируемой земельной реформой", – дополняет он. Кроме того, в тройку лидеров-2012 войдет энергетика.
А вот для слияний и поглощений в остальном "тяжпроме", по мнению Е.Дубогрыза, 2012 год может стать провальным. "Для подобных сделок нужен серьезный капитал, которым сейчас располагают или крупные транснациональные корпорации, или отдельные локальные бизнес-группы ("Смарт", Ostchem и др.). Но глобальные игроки смотрят в украинскую сторону все меньше из-за растущих политических и экономических рисков страны, – рассказывает аналитик. – Скажем, сегодня мультипликаторы наших компаний, торгующихся на фондовых рынках, гораздо выше, чем у операторов из большинства развивающихся стран. А это значит, что иностранные инвесторы считают украинские активы переоцененными по соотношению "риск-доходность": аналогичные предприятия в той же Южной Америке обойдутся транснационалам дешевле. Внутренние же ФПГ после многочисленных сделок 2010-11 годов скорее будут "переваривать" (интегрировать в свой бизнес) купленные активы, а не приобретать новые".
Тем не менее, продолжает Е. Дубогрыз, кандидатами на поглощение в тяжпроме страны можно считать группу "Донецксталь", заводы "Мотор-Сич", "Запорожтрансформатор" и "Днепроазот" (среди частных активов), а в числе государственных – "Турбоатом", "Центрэнерго", "Заря-Машпроект", Одесский припортовый завод и ряд угольных предприятий (реально и потенциально прибыльные шахты, которые можно взять в концессию). И если хотя бы две-три из этих компаний сменят собственника, уверены экономисты, это уже будет успехом для рынка M&A Украины.
Рука Москвы
Буквально в октябре тот же Внешэкономбанк (ВЭБ; один из крупнейших госбанков России) заявил о планах покупки зарубежных активов, в т.ч. в Украине. Председатель ВЭБ Владимир Дмитриев заявляет: в 2011 году принадлежащий банку госфонд прямых инвестиций собирается потратить на приобретения в РФ и за границей 2 млрд долл. По словам банкира, это может быть и покупка акций, и дополнительная эмиссия – но в любом случае с участием в капитале, с последующей капитализацией, в т.ч. на основе совместных бизнесов с российскими компаниями.
"После чего возможен либо выход на IPO, либо поиск стратегических инвесторов. Речь идет о покупке пакетов ниже контрольного, но все будет зависеть от конкретной ситуации, – детализирует В.Дмитриев. – Акцент будет делаться на активы, способные дать синергию роста предприятиям-покупателям. Это в первую очередь авиастроение, двигателестроение, энергетика, транспорт, сельское хозяйство".
Напомним, ВЭБ контролирует отечественный Проминвестбанк. Кроме того, ведущие банки России продолжают активно кредитовать украинский "реальный сектор": так, уже в начале декабря ВТБ снова продлил кредит на 2 млрд долл., выданный нашей стране под госгарантии. В связи с чем многие специалисты говорят о постепенном захвате финансовых рынков Украины россиянами.
Е.Дубогрыз возражает: большой приток капитала из России был 1,5-2 года назад, теперь же скорее идет обратный процесс. В частности, ряд крупных банков РФ намерен свернуть или совсем закрыть свой бизнес в Украине. "Значит, РФ не считает нашу страну приоритетом для капиталовложений", – говорит специалист. С другой стороны, если Киев решится на продажу энергогенерирующего объединения "Центрэнерго", то самым реальным претендентом на него будет РАО "ЕЭС России".
В целом же 2012 год станет для отечественного рынка M&A активным сезоном, заключают эксперты МинПрома. И можно ждать целого ряда интересных, а то и неожиданных сделок.
Сливай и поглощай!
Несмотря на угрозу новой волны кризиса, мировой рынок слияний и поглощений растет.
06.12.11
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!