Советы инвестору: как вкладывать в интернет проекты

Советы инвестору: как вкладывать в интернет проекты

В последние годы, мы можем наблюдать динамичное развитие украинского рынка IT технологий, при этом, помимо традиционного IT аутсорсинга c прицелом на международные рынки, в Украине начинает ...

По наблюдениям InVenture, cегодня, в большей степени, при построении венчурной инфраструктуры в Украине используется копирование успешного многолетнего опыта венчурного рынка Западной Европы и США, который начал формироваться еще более 50 лет назад. Но, несмотря на это, первый шаг в зарождении экосистемы венчурного бизнеса в нашей стране предпринят, и в дальнейшем, по всей вероятности, развитие будет прогрессировать и трансформироваться с учетом национальных особенностей ведения бизнеса.

Хоть и не многочисленные, но уже существующие бизнес инкубаторы, венчурные фонды и бизнес-ангелы сегодня готовы рассматривать и поддерживать многие направления украинских инвестиционных проектов в сфере IT (Cloud Computing, Mobile, Games, SaaS, Social Networking, и др.) на различных стадиях и ориентированные на различные рынки.

По словам Олейникова Алексея (CEO "InVenture") избранные инвесторы Украины, которые обладают финансовой стабильностью и ликвидностью, видят потенциал в молодом поколении и ищут рискованные возможности приумножения капитала, начинают обращать внимание на зарождающееся движение венчурной индустрии в Украине. При этом, не смотря на свой солидный опыт в ведении бизнеса в традиционных отраслях, они часто, не понимают всей специфики данного направления.

В этом контексте, предложенные структурированные варианты участия в инвестиционном процессе должны помочь в выборе формата инвестирования.

Вариант 1. Выступить в роли бизнес-ангела

Обычно бизнес-ангелы входят в проект на ранних стадиях, вкладывая в него, как правило, от $25 000 до $500 000. Такой способ имеет сразу несколько преимуществ. Для начала, бизнес-ангелы инвестируют на самых ранних стадиях, что позволяет за относительно небольшие средства приобрести существенную долю в будущей компании (до 30%). Вкладывая понемногу в каждый проект, инвестор создает достаточно диверсифицированный инвестиционный портфель. Однако инвестор, решивший стать для кого-то бизнес-ангелом, в конечном итоге сталкивается с определенными трудностями.

Нелегко создать диверсифицированный портфель. Бизнес-ангел, имея капитал в $1-5 млн., может провести несколько сделок благодаря небольшому размеру вложений. Но сугубо статистически будет очень трудно заработать на портфолио в 10-15 проектов – уровень успеха инвестиций на таких ранних стадиях очень низкий. Для создания по-настоящему прибыльного диверсифицированного портфеля необходимо профинансировать от 30 до 50 проектов, и в несколько раз больше – проанализировать.

Затраты сил и времени. Инвестор, ставший ангелом, должен быть готов заниматься инвестированием как постоянной работой. Успешный ангел должен обладать необходимыми отраслевыми знаниями, опытом инвестирования, иметь доступ к достоверной и качественной информации о проектах, чтобы среди сотен и сотен идей выбрать наиболее перспективные. Для этого он должен постоянно находиться «в рынке», то есть посещать мероприятия, создавать свою репутацию, иметь разветвленную сеть профессиональных контактов – чтобы именно к нему обратились в числе первых, когда возникнет необходимость финансировать перспективные проекты.

Затраты на бизнес. Бизнес-ангел, в общем-то, достаточно немного тратит на ведение инвестиционной деятельности: обычно у них нет постоянной инвестиционной команды, а общие инвестиционные расходы на due diligence, оформление сделок и прочее на таких ранних стадиях в разы ниже тех, что несут венчурные инвесторы на более поздних стадиях. Однако, относительно общего объема инвестирования в проект, такие расходы достаточно высоки и часто могут превышать плату за управление, которую берет за управление средствами венчурный фонд.

Ограничение прав и размытие доли. Обычный интернет-стартап может привлечь несколько раундов финансирования после прихода ангела, вследствие чего его доля может быть размыта в несколько раз. К тому же, бизнес-ангелы часто приобретают не голосующие акции без расширенного набора акционерных прав и без места в совете директоров, которое обычно получают венчурные инвесторы.

В реальной жизни бизнес-ангелы имеют невысокие шансы на успех – по данным исследования British Business Angels Association, около 56% бизнес-ангелов выходят из бизнеса с убытками.

 

Вариант 2. Венчурные инвестиции своими силами

Если роль бизнес-ангела покажется инвестору слишком рискованной, он может попробовать себя в роли венчурного инвестора на более поздних стадиях (раунд А). Основное преимущество данного подхода – проекты на более поздних стадиях выживают гораздо чаще, и для создания диверсифицированного портфеля достаточно меньшего количества проектов. К тому же, инвестор в таком случае будет лучше контролировать ликвидность своих вложений, чем инвесторы на более поздних стадиях. Еще одно преимущество – большее количество акционерных прав, чем у ангелов, в том числе возможность влиять на развитие проекта. Но свои нюансы есть и у этого способа.

Большие затраты на ведения бизнеса. К моменту, когда компания дойдет до раунда А, она уже становится вполне оперившимся бизнесом, и затраты на due diligence, экспертов, оформление сделок существенно возрастут. При таком способе инвестирования операционные расходы составляют в среднем 10-20% от общего объема инвестируемого капитала ($0,5-1 млн.).

Диверсификация и размер инвестиций. Проблема диверсификации портфеля никуда не денется, поскольку с ростом компании растут и объемы вложений. Имея капитал в $1-5 млн. венчурный инвестор сможет закрыть 2-3 сделки максимум, а для хорошего портфеля необходимо не менее 10 проектов.

Присутствие на рынке. На этом этапе вы столкнетесь с большим количеством конкурентов, а сами основатели проектов ищут не только деньги, но и ценные «мозговые» ресурсы, которые им может предоставить новый инвестор (опыт, связи, стратегию развития). Если таких ресурсов, собственного «бренда» и профессиональной команды, уместной именно в этом секторе, у инвестора нет,  то сильные предприниматели будут сильно сомневаться в том, что именно вы тот самый необходимый им «умный» инвестор. В добавок, вам необходимо входить в уже сложившееся инвестиционное сообщество, ведь за немногими проектами, реально способными вырасти в прибыльный бизнес, инвесторы выстраиваются в очередь, причем часто такие инвесторы объединяются в альянсы. Инвестор должен постоянно находиться «в рынке», не отвлекаясь на другие виды деятельности, если он хочет постоянно поддерживать связи и уровень  информированности.

Большая часть описанных проблем, возникающих при всех видах самостоятельного инвестирования, достаточно легко нивелируется при инвестировании через венчурный фонд. У хорошего фонда уже есть своя разветвленная инфраструктура, команда и достаточный капитал, чтобы создать прибыльный диверсифицированный инвестиционный портфель с оптимальными затратами и полноценно способствовать развитию финансируемых проектов.

Главный вопрос – стоит ли создавать свой фонд, или вложить в уже действующий?

 

Вариант 3. Создать собственный фонд

Создать венчурный фонд с нуля сложно. Ниже приведены только наиболее важные вопросы.

Привлечение внешних инвесторов. Эффективный венчурный фонд должен управлять десятками, если не сотнями, миллионов долларов. Имея капитал в $1-5 млн. фонд будет неэффективным и затратным, с плохой репутацией и низким качеством сделок. Поэтому инвестор, создающий собственный фонд, должен привлечь внешних инвесторов. Это длительный процесс, в течение которого фонду может не хватать средств для ведения операционной деятельности (около $1-2 млн. ежегодно).  Для привлечения внешних инвесторов у вас должен быть портфель успешных сделок, репутация на рынке, команда, опыт и связи. Естественно,  управляющий фонд будет учитывать интересы  клиентов нести ответственность за доверительное управление чужими инвестициями.

Команда. Профессиональная команда – ключ к привлечению внешнего капитала, владельцы которого предпочитают работать с успешными командами. И это отнюдь не просто – привлечь  в новый фонд сотрудников, имеющих необходимый опыт, связи и навыки. Во-первых, стоимость таких сотрудников достаточно высока, поскольку они, скорее всего, уже занимают управленческие должности в других фондах, во-вторых, он не ограничатся зарплатой и потребуют участия в прибылях. И вот тут возникает вопрос, почему именно вы нанимаете их, а не они вас, учитывая то, что на отечественном рынке таких специалистов можно по пальцам пересчитать, и они, зачастую, сами уже инвестируют.

Вариант 4. Доверить инвестиции профессиональному венчурному фонду

Это наиболее оптимальный вариант для непрофильного инвестора с точки зрения оптимизации операционных расходов и вероятности успешности вложений.

Венчурный фонд создает достаточно диверсифицированный портфель, что значительно повышает вероятность финансирования «звездных» проектов, принести фонду многократную прибыль. Обычно венчурные фонды имеют место в совете директоров компании, способны повлиять на путь развития компании, могут защитить свои права как собственника и права своих инвесторов.

Профессиональная команда обеспечит постоянный поток проектов, гарантирует налаженный и полный инвестиционный процесс, качественный анализ проекта, рынка и конкурентной среды, что позволит минимизировать инвестиционные и юридические риски.

В первого взгляда кажется, что операционные затраты венчурного фонда достаточно высоки в абсолютном выражении. Однако стандартная форма оплаты за управление (2% в год) делает расходы конкретного инвестора относительно низкими, в сравнении с другими вариантами инвестирования, поскольку операционные расходы разделяются сразу между многими инвесторами.

Для определенных инвесторов долгосрочность венчурного инвестирования (10-12 лет, как правило) служит серьезным препятствием. Однако не стоит забывать, что инвестиции в интернет-проекты имеют боле короткий срок возврата (5-7 лет). К тому же, вывод инвестора из портфельных инвестиций осуществляется не одновременно, поскольку капитал начинает возвращаться к инвесторам задолго до истечения срока жизни фонда.

Как выбрать правильный фонд?

При выборе подходящего фонда надо обращать внимание на следующие важные параметры:

Истории успеха команды и ее опыт. Обратите внимание, имеет ли фонд в своем портфеле успешные проекты. При этом надо внимательно следить, чтобы эти вложения находились в рамках выбранного сектора и стратегии деятельности фонда (фонды,  инвестирующие в аграрный сектор, вряд ли имеют необходимые связи, опыт и навыки финансирования интернет-проектов).  Также следует обратить внимание на других инвесторов фонда, на консультантов и советников – насколько они компетентны, каком их опыт и процент успешных сделок.

Управляющие партнеры лично инвестирую в фонд. Команда топ-менеджеров должна верить в свой бизнес – проверочным фактором тут будет объем инвестиций, которые партнеры вложили в фонд.

К примеру, партнеры венчурного фонда Frontier Ventures, созданного в 2011 году, и инвестирующего интернет проекты в России и СНГ, лично инвестировали в фонд несколько миллионов долларов.

Стратегия фонда. Стратегия фонда является одним из ключевых факторов в его выборе – инвестор должен соотнести ее со своим желанием рисковать и с качеством портфеля фонда. К примеру, адаптация уже проверенных успешных бизнес-моделей гораздо менее рискованна, чем инвестирование в уникальные бизнес-идеи.

Репутация на рынке. Известность фонда на рынке и его репутация  – также важный критерий успешности. При хорошей репутации фонд сможет привлечь больше качественных проектов и профессиональных инвесторов.

Сфокусированная стратегия. По данным исследований Private Capital Research, фонды, специализирующиеся на конкретной отрасли, имеют более высокую доходность, чем универсальные фонды. Последние чаще инвестирую в «перегретые» сектора, вкладывая в переоцененные проекты, что не только снижает доходность, но и ухудшает возможности управления портфелем в пост-транзакционном периоде. Четкая фокусировка инвестиционной стратегии позволяет полностью сконцентрироваться в тех секторах, в которых команда будет наиболее успешной и эффективной.

На сегодняшний день рынок позволят инвестировать в интернет-проекты различными способами, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Возможно, данная статья позволит избежать наиболее распространенных ошибок непрофильных инвесторов и выбрать наиболее оптимальную для вас инвестиционную стратегию.

Читайте также