Создание стартапа - советы опытных

Создание стартапа - советы опытных

×
449

Создание стартапа - советы опытных

  • Сейчас много разных тусовок про стартапы. Ребята реальные молодцы, так как делают скромные попытки накормить и удержать поток гениального мозга за границу. Наша страна активно продает нефть, и, вероятно, как бонусы к нефти отдает разных крутых специалистов бесплатно за границу

Задача многих венчурных дядек найти гениальные проекты. Скажу сразу, я не знаю, как создавать гениальные проекты. Для этого есть метод 6 шляп. Мне хочется поделиться своим скромным опытом по созданию стартапов. Я, после того как ушел из офиса, где тоже создавал стартапы, успел запустить 2 больших проекта (Butik2.ru и Luxury2.ru) и 150 небольших. Какие-то из этих проектов прибыльные, а какие-то ждут своих героев в виде инвесторов с алыми парусами. В своей скромной статье хотелось бы поделиться некоторыми своими наработками, которые не жалко бесплатно отдать.

Ошибки при создании стартапов.

  1. Чрезмерная оптимизация, KPI- айзация и мозговые штурмы.

    На этот счет мне очень понравилась метафора российского экономиста А. Аузана: "пусть рабочий получил задание выточить некоторую деталь на токарном станке. Очевидно, это задание предполагает выполнение целой серии отдельных действий, каждое из которых, в принципе, может осуществлять многими разными способами: заготовку от места их хранения до станка можно нести быстро или медленно, по прямой или по иной линии, заготовку можно крепить, закручивая гайки с большей или меньшей силой, резать можно разными резцами, скорость резания тоже можно выбирать в довольно широком диапазоне, и т.д. Если бы наш работник решил оптимизировать все свои действия, в явном виде ставя и решая соответствующие задачи распределения ресурсов, нетрудно догадаться, что получив задание в прошлом году, он все еще решал бы такие задачи в году нынешнем. Дело в том, что, скажем, только оптимизация режимов резания требует постановки сотен экспериментов для получения необходимых данных, а формулирование, например, критерия оптимизации траектории движения индивида вообще представляет собой задачу, которую не ясно как решать. Этот пример подчеркивает также важность такого типа ограничений, как ограниченные калькулятивные способности людей, невозможность проведения ими без соответствующего инструментария длительных и масштабных вычислений".

    Идея создать Butik2.ru и Luxury2.ru пришла за год до создания проектов. Этот год я потратил на мозговые штурмы и демагогию. Целый год мы собирались, проводили дегустации разных сыров и спиртных напитков, орали, как захватим весь фешен мир. Но реально, по факту, набирали только лишние килограммы, а дело не сдвигалось.

    Не зря книги с лозунгами в стиле прапорщиков "Брось все и делай" "Пошли всех к черту" пользуются популярностью. Если вы хотите замутить стартап реально - проще начать делать. Причем, при запуске своих проектов приходится реально рисковать своим временем. Например, у меня лично не получалось делать свои проекты и еще работать в офисе. Собственные проекты пожирают время очень сильно, больше чем офис. Причем, реальное преимущество своих проектов в том, что это свобода от совещаний и начальников, но у вас не становится больше свободного времени.
  2. При недостаточном количестве дифференцирующих преимуществ проекта - легко повториться. Если вы запускаете сайт, основанный только на одной фишке, то есть шанс, что существующие порталы реализуют эту фишку, так как у них есть уже аудитория. Или сервис, который Вы сами пишете, дешевле купить готовый.

    А вы потратили силы только на эту идею. Запускайте проект со множеством фишек. Думайте не только об идее и крутой фишке, но и о том, как выводить эту идею на рынок и как подбирать трафик. Не зря сооснователь русского Групона пишет, о сотнях, тысячах слов в контекстной рекламе.

    Мой опыт подсказывает, что нужно выводить проект с уймой фишек, а потом смотреть, какая пошла, а какие нет. Например, мы на проекте Luxury2.ru запустили много разных групп. По количеству подписчиков мы поняли, какие темы востребованы. Востребованность тех или иных тем можно изучить конкурентным анализом. Возьму примеры конкурентного анализа из моей в статьи в Коммерсанте. Подробности по использованию этих инструментов в той же статье.
  • Статистика поисковых запросов. Подробнее в статье 4-х летней давности.
  • Маркетгид и другие агрегаторы новостного трафика.
  • Сообщества в социальных сетях и форумы. Многие группы уже созданы в социальных сетях.

Посмотрите, что думают люди о вашем продукте, и может быть, они откроют Вам новые точки зрения. Например, я анализировал что говорят женщины, подбирая себе пластиковые окна. И увидел, что чаще всего обсуждается отнюдь не профиль или фирма-изготовитель, а вещи достаточно отвлеченные.

Формулировки с Cosmo.ru

"строители халтурщики"

"еще не разу не встречала строителей НЕ халтурщиков"

"Монтажники матерились, опаздывали"

"Персонал у них мне очень понравился, особенно ребята-монтажники"

"главное мусора мало! и даже позвонили из отдела кач-ва и спросили, все ли меня устраивает!"

А вот Игорь Ашманов даже заработал много денег за счет красоты установщика пластиковых окон.

  • Анализ трендов. тей, модные передачи, фильмы.

    Зайдя на сайт TNS можно узнать самые популярные передачи за прошлую неделю на ТВ. Эти же передачи можно найти в наших видехостингах. И, как следствие, скопировать к себе и пригласить аудиторию к обсуждению. Причем, в этих передачах рождаются герои, которые потом могут приносить много хороших и добрых участников сообщества. Например, статья, написанная про Нелли Уварову, находясь на первом месте, давала в день порядка тысячи посетителей. Часть из которых конвертировалась в участников сообщества. Столько же, недавно, давали статьи про Кристину Асмус.
  • Количество скачек в торренте.

    Посмотрите сколько скачали тот или иной файл. Здесь можно выявить реальные нишбастеры, то есть бестселлеры, известные узкой аудитории и антитренды.
  • Анализ антитрендов.

    Антитренды - это те же тренды, но менее позитивные, основные на отрицании подробнее в моей статье. Например, фильмы Гай Германики, такие как "Школа" или "Все умрут, а я останусь".

    Мне кажется, проще обсудить с молодыми девочками эти фильмы, чем пытаться навязать им язык брендов, которые пришли оттуда, где о русских судили по фильмам "Красная жара" и "Рокки-3".

Это подходит для контентных проектов.
Для запуска сервисов нужно проводить различные интервью с аудиторией. Можно назвать это умным словом краудсорсинг. Например, хотите запустить сервис для подсчета финансов. Создайте страницу в социальных сетях с наводящими вопросами и нагоните туда народа, кто будет отвечать. Если бесплатно не отвечают, придумайте призы. Проверьте идею на многих. Не полагайтесь только на мнение одного эксперта, который, может, запустил один стартап, да и ту идею стырил на Западе.

3. Ошибка убийцы Google.

Я был на одной стартап тусовке, там солидный фонд хвалился, как они создали убийцу Banki.ru. Но, когда я спросил, какая посещаемость у этого убийцы мне озвучили цифру в размере 70 человек. Сами понимаете, с 70-ю людьми даже митинг не проведешь.

Перед тем, как запускаете стартап, просчитайте стоимость его продвижения. Вот, например, есть софт для оценки бюджетов продвижения Кей коллектор. Ведь если ваши стартапы направлены на дорогие сектора, типа - недвижимость, юристы, туризм, то там, естественно, будут дорогущие продвижения. И вам нужно анализировать на прототипах прилипаемость к проекту и востребованность информации. Иначе, ваши бюджеты вылетят в трубу.

4. Невнятное позиционирование и монетизация проектов.

Монетизация стартапов.

Монетизация стартапов - это тема отдельной главы. От монетизации зависит позиционирование проекта.

Нельзя же продавать носки там же, где продаются часы. При монетизации проектов мне приходят в голову следующие рекламные модели:

  1. Рекламная модель с продажей баннеров за показы. Мечта стартапера. Чтобы сайт продавал рекламу по этой модели, необходима посещаемость от 10 тысяч посетителей. И сейлзы звери. По этой схеме непросто добиться результатов, потому что внимание рекламных агентств нацелено на старые бренды. Рисковать с новыми сайтами не каждый может себе позволить. Естественно, если Вы знаете где взять уйму качественного контента и собрать большую аудиторию, то этот метод для вас. По этой модели работают большинство СМИ и крупных сайтов.
  2. Рекламная модель с оплатой за клики (Яндекс.Директ, Гугл.Адсенс). Чтобы зарабатывать, нужно иметь большую посещаемость по дорогим словам. То есть, при создании сайта рекомендуется изучать стоимость ключевых слов и писать про них. Для максимализации прибыли и нужно тщательно исследовать соотношение входящего трафика (покупного) и исходящего (проданного). Как это сделать технически - описано в книге А. Яковлева "Веб-аналитика: основы, секреты, трюки". Доходы от указанных сервисов можно тратить на покупку рекламы, и, таким образом, минимизировать рекламные бюджеты. После того, как проект достигает определенного уровня известности и имеет достаточную для этого посещаемость. Возможна монетизация за счет самостоятельной продажи кликов. Мы на своих проектах это делаем с помощью DoubleClick.
  3. Продажа карточек товаров, участие в базах данных. При запуске нужно проанализировать насколько активно покупают эту услугу уже у существующих конкурентов. Важно обеспечить лучший охват карточки товара (описание магазина, врача, автосервиса, да кого угодно - кто будет платить за участие деньги) на вашем сайте, чем у конкурентов. Времена, когда можно было бы продать просто участие в каталоге уходят в прошлое. Клиентам важно за абонентскую плату получать определенное количество контактов с их информацией.

    Естественно, при данном виде услуг брендовая составляющая. Так как на неизвестном сайте рекламодатели бояться размещаться. Если у вас нет еще бренда, то придется делать акцент на то, чтобы ваша площадка была выгоднее, чем более брендовые. При запуске стартапов по этой схеме, гиперважно, откуда Вы будете "подбирать" трафик. Поэтому, я бы рекомендовал ваши гипотезы анализировать не только за шумным столом экспертов, но и закупать трафик, и проверять, как он сейчас переходит на информацию, по которой Вы собираетесь делать проект.
  4. Монетизация базы E-mail адресов.

    Не пугайтесь, я не рекомендую Вам спамом заниматься. Просто, таким образом, называю сервисы коллективных покупок и фанатов скидок 70%. Это КупиВип, Групон и другие. Большинство продаж в таких сервисах происходит через подписчиков.
  5. "плата за доступ к чему-нибудь уникальному, будь то контент или сервис"

    В данном случае, ничего сложного, мне кажется, нет. Для того чтобы понять, получиться из этого направления что-то или нет, нужно на прототип "налить трафика" и посмотреть как он конвертится. Если это программа какая-то, то нужно первоначально давать ее тестировать лидерам мнений, чтобы они оставляли отзывы.
  6. Монетизация правообладателей.

    Многие правообладатели жалуются на нарушение их авторских прав. И это конечно ужасно, что их нарушают. Но, мне кажется, нужно не только бороться с нарушителями, но и уменьшать спрос на данное нарушение. Например, можно распространять фильмы с рекламой на пол-экрана, а оставшуюся часть экрана выделять на сам фильм. Таким образом, люди смогут ознакомиться с фильмом, но смотреть его пойдут в кинотеатры. Или просить делиться рекламными бюджетами с сайтами, через которые распространяется нелегальное видео. Пример: в материалах уголовного дела, в котором пытаются инкриминировать пользователю ВКонтакте нарушение cт.146 УК РФ указано, что пользователь разместил 18 аудиозаписей известной российской музыкальной группы, число скачиваний которых другими пользователями составило свыше 200 тысяч.

    От действий только одного правонарушителя правообладатель понес ущерб в виде недополученной выгоды в размере 108 тыс. рублей. Однако, нигде не указано, что с этого получил прибыль сайт Vkontakte, так как этот пользователь обеспечил ему 200 тысяч показов рекламы. И если бы у звукозаписывающей компании были бы партнерские отношения с площадкой, то она бы смогла получать доход за 200 тысяч показов рекламы. И заработок на рекламе может превышать суммы недополученных выгод звукозаписывающих компаний. И, не исключено, что величина материального ущерба звукозаписывающей компании может быть плодом инвесторской фантазии, а доходы от рекламы вполне реальны.
  7. Персональный брендинг и накопление социального капитала.

    Вполне возможно, ваши стартапы не принесут вам намеченного дохода. И Вы можете не стать Гаем Кавассаки. И поэтому, не будете писать неинтересные книжки как он. Но, мне кажется, стартап нужно создавать всегда, так как Вы получаете опыт и очень важные плюсы к вашему резюме. Так как, работодателю интереснее будет посмотреть на ваши стартапы, чем получать нудную информацию в резюме формата "Получил дополнительную информацию на секции, проходившей на конференции РИФоКиб, и подслушал разговор Гуру в баре "Пумба".

Так что, делайте стартапы, посещайте стартаповские тусовки, активнее рассказывайте о себе на фуршетах там, пусть люди меньше едят, а больше Вас слушают. И не огорчайтесь, если не найдете там венчурных капиталов. Вы там можете найти бесплатной еды, доброжелательных взглядов Гуру, возможность побыть в компании с ноутбуком среди других людей с ноутбуком, придумать новый пост для Twitter, Facebook и, самое главное, можете зачикиниться в Foursquare.

Источник: unova

 

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×