Стратегические и геополитические инвестиции в энергетику Украины – не за горами

Стратегические и геополитические инвестиции в энергетику Украины – не за горами

26 Мая в Киеве, Nobles Fortune провела Энергетический Конгресс "Энерго Весна 2016" на котором обсуждались вызовы и возможности украинской энергетики

Консалтинговая компания Nobles Fortune провела Энергетический конгресс в гостинице Fairmont Grand Hotel, в которой собрались знаковые представители отечественного бизнеса, международных инвесторов и представителей государственной власти. Участники масштабного мероприятия говорили об энергетике во многих аспектах, таких как: электричество, газ, угольная промышленность, возобновляемая энергетика, энергоэффективность, и т.д. Главные вызовы и перспективы для Украины на сегодняшний день были обозначены следующие: выход на энергорынок ЕС; дерегуляции внутреннего рынка; анбандлинг (от анг. unbundling – разъединение) предриятий НАК Нефтегаз  для последующей приватизации; вопросы тарификации и подходов субсидирования; перспективы внедрения новых технологий; зеленая энергетика; обязательства страны по соблюдению экологических норм.

Стратегические и геополитические инвестиции в энергетику Украины – не за горами

Всем известно, что Украина имеет огромный потенциал экспорта электроэнергии. Сложность для отечественной энергетики состоит в том, что в западном направлении, поставки электричества из Украины заграницу осуществляются в основном теплоэлектростанциями (ТЭС), которые работают на импортном сырье - угле и мазуте. Напомним, что из-за военных действий на Востоке страны уголь на украинские теплоэлектростанции в основном импортировался. В связи с экономической нецелесообразностью деятельности теплоэлектростанций, экспорт электроэнергии в Молдову и Белоруссию практически прекратился, а убыточный (дабы окончательно не потерять рынки сбыта) экспорт в Польшу, Румынию и Венгрию существенно сократился. Украине видимо следует сокращать тепловую генерацию. Невзирая на это, даже в таких условиях экспорт электричества в ЕС возможен.

«Например, Польша почти на 90% зависит от теплоэлектростанций, которые работают на польском угле и на углеводородах импортируемых преимущественно из России. Энергомикс украинской энергетики, где 56% электроэнергии производится атомными электростанциями, выглядит довольно сбалансировано на фоне всех стран Центрально Восточной Европы (ЦВЕ). Вы просто не найдете такой страны как Украина, где энергомикс настолько разнообразен. Квалификация украинских инженеров остается на высочайшем уровне. Вы должны использовать имеющиеся конкурентные преимущества. Может, кто не знает, - самая большая атомная электростанция в Европе так же находится в Украине - это Запорожская АЭС.

Сегодня, Россия в лице «Росатома» предлагает ЕС построить атомную электростанцию в Липецке (Беларусь) и поставлять электричество в ЦВЕ именно оттуда. Мы же в свою очередь отстаиваем инвестиционный проект строительства 3-го и 4-го атомных энергоблоков на Хмельницкой АЭС и поставки электричество в ЕС из Украины посредством строительства линии электропередач на Жешув в рамках проекта «Энергетический мост Украина – ЕС. Спрос на поставки стабильный и довольно платежеспособный. Для сравнения, тарифы в ЕС в 2 раза выше нежели в США. Представьте, цена 1 МВт от украинского «Центрэнерго» - $60 тыс., в то время как в Европе - $1,5 млн., то есть стоимость в 25 раз выше! Где в мире еще есть такой инвестиционный потенциал? Да, Украина тратит средства на войну, и все же стыдно, что такие возможности не реализовываются», говорит Гжегож Станиславски, вице-президент компании "Polenergia SА".

Стратегические и геополитические инвестиции в энергетику Украины – не за горами

Следует отметить, что  инвестбанк Barclays предварительно согласился профинансировать под экспортные контракты реконструкцию и достройку линий электропередач в польский Жешув для обеспечения поставок электричества с Хмельницкой АЭС. Для восстановления и модернизации сетей электропередач из Хмельницкого в Жешув необходимо $55 млн инвестиций и 18 месяцев работ. Украинская компания «Энергоатом» и польская "Polenergia SА" способны совместно реализовать данный проект. Выгода для украинской стороны очевидна - валютная выручка и загрузка украинских промышленных предприятий заказами. Эксперты считают, что постройку линий и комплектацию атомных блоков на 70 процентов могут выполнить отечественные предприятия. Стоимость  возведения только одного блока будет колебаться в пределах 150 – 200 млн. Евро. По предварительным подсчетам, Польша готова покупать у Украины от 300 до 400 Мегаватт электричества. Тогда как, ожидаемый дефицит электроэнергии для промышленных целей в Польше через 4-5 лет, по подсчетам местного оператора PSE, может составить порядка 6 000 – 9 000 Мегаватт. В целом инвестиции в строительство двух энергоблоков с закупкой ядерного топлива составят около $3,7 млрд.

Что касается болезненной темы, природного газа, заметим, что Украина (с годовым ВВП на уровне $90 млрд) потребляет газа больше, чем, например, вторая экономика ЕС – Франция (с годовым ВВП $2,4 трлн), и что более показательно, больше чем Швеция, Бельгия, Польша, Чехия, Норвегия, Эстония и Латвия вместе взятые. С 1991 по 2015 год импорт природного газа стоил Украине около $100 млрд, заработала на этом преимущественно Российская Федерация. При этом, государственные субвенции в размере 200 млрд гривен в год (154 млрд гривен в 2015 году) оставались за пределами прозрачности и понятных схем. Собственная добыча газа за период независимости была на уровне 18-25 млрд кубометров. Что примечательно, в 1988 году добыча газа на территории Украины составляла 55 млрд кубометров. На весь СССР было два профильных научных института, и один из них Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, который выпускал лучших специалистов, в последующем построивших нефтегазовую отрасль России. Да и вся нефтедобыча СССР началась именно с Западной Украины, где добычу нефти начали еще в 1771 году в Коломые (Ивано-Франковская область). Показательно, что теперешний министр энергетики Игорь Насалик, который также участвовал в мероприятии, является бывшим мэром городка на Франковщине, которая у многих ассоциируется с гуцулами, играющими на трембитах и крашенными пасхальными яйцами, а не с нефтью.

Стратегические и геополитические инвестиции в энергетику Украины – не за горами

На фото министр энергетики Украины Игорь Насалик

Амбиции нового министра по всей вероятности адекватны, по мнению экспертов вполне реалистично за счет интенсификации добычи природного газа в Украине выйти на показатель 27 млрд. кубометров из собственных источников и сократить импорт газа до 3 млрд кубометров до 2020 года. В 2015 году добыча газа в Украине составила 14,3 млрд. кубометров, и необходимость импорта составила те же 14 млрд. кубометров. Подтвержденные запасы природного газа в Украине составляют 276 млрд кубометров.

По оценкам экспертов, необходимая сумма инвестиций для бурения и освоения 500 скважин до 2020 года составляет около $1,5 млрд. Такая цель по привлечению инвестиций поставлена на ближайшие 4 года. На сегодняшний день эффективная ставка ренты в Украине в два разы ниже, чем в Европе. Но позорная практика теневых подходов к выдаче лицензий и недостаточная информированность всех участников рынка портит репутацию и привлекательность газодобывающей отрасли в Украине. Новый кодекс относительно недр и стабильность законодательства в сфере газодобычи – фундаментальные вопросы, требующие решения сегодня.

Не стоит сбрасывать со счетов и газовые хранилища Украины в объеме 33 млрд кубометров газа. ЕС рассматривает Болгарию, в качестве газового хаба ЕС в регионе и планирует строить хранилища на 40 млрд кубометров. Украина без особых усилий может быть таким хабом для ЕС, об этом также отметили участники конференции.

Ко всему прочему, Украина планирует в ближайшее время провести, так называемый анбандлинг предприятий НАК Нефтегаз для дальнейшей приватизации некоторых предприятий главного оператора рынка и дерегуляции отрасли. Но без судебной и налоговой реформы, даже самые лакомые предприятия воспринимаются всего лишь как заигрывание и блеф в глазах иностранных инвесторов.

Стратегические и геополитические инвестиции в энергетику Украины – не за горами

На фото Vishal Dhawan

Вишаль Дхаван, управляющий партнер The Suhail Bahwan Group из Омана, отметил, что все инвесторы относительно Украины заняли ожидающую позицию. В частном разговоре, инвестор из Омана уточнил, что основное внимание мировых инвесторов будет направлено на действия нового правительства и непосредственно премьер-министра Владимира Гройсмана.

На конференции присутствовали также китайские инвесторы, представляющие государственные энергетические компании Китая. Их интересовал вопрос будут ли ограничения для инвесторов в процессе анбандлинга и распродажи активов НАК Нефтегаз. К тому же, можно было заметить, представители из Китая были удивлены экономическими возможностями строительства энергомоста Украина-ЕС.

Представители власти заявили, что в свете третьего пакета реформ анбандлинг предприятий НАК Нефтегаз стоит провести уже этим летом и решиться на учреждение нового оператора и передачу активов в собственность или по договору концессии. Подготовка реструктуризации оператора ГТС, согласно оптимистическому сценарию, закончится к концу 2016 года. При этом, вопросы государственной безопасности и государственной тайны будут первоочередными в процессе анбандлинга.

Что касается энергоеффективности, согласно официальной статистике, домохозяйства сократили использование газа на 18% в прошлом году сэкономив 7,2 млрд кубометров газа. По подсчетам экспертов, украинцы потратили 1,7 млрд гривен на утепление домов. Активно энергоеффективностью занимаются малые и средние предприятия, стоимость замены котлов составила 2,2 млрд гривен в 2014 году. По словам министра энергетики Игора Насалика, замена уже критично изношенных теплосетей в городах Украины может дать дополнительную экономию в размере 30%. Так же министр энергетики лоббирует внедрение энергоэффективных карточек, позволяющих получать населению реальные деньги за сэкономленную энергию. Следует также отметить, что сейчас на рассмотрении в Верховной Раде законопроект об энергетической эффективности домов.

В это же время, производители биотоплива не могут зайти на рынок из-за отсутствия законодательной базы, которая могла бы способствовать развитию биотопливного потенциала аграрной Украины (дрова, щепа, древесные гранулы (пеллеты), солома, шелуха). При грамотном стимулировании, биотопливные предприятия смогут стать конкурентоспособными уже через два-три года. Наибольший рост ожидается в сфере выращивания энергетических культур. На сегодняшний день биоэнергетикой интересуются в основном аграрии, а промышленные предприятия пользуются субсидиями на газ по цене 2 944 грн за 1 000 кубометров, такой подход ставит отрасль в неравные рыночные условия, при которых рентабельность биотоплива всего 6%, по словам Георгия Гелетухи председателя правления Биоэнергетической ассоциации Украины.

Стратегические и геополитические инвестиции в энергетику Украины – не за горами

Декарбонизация экономики Украины вскоре станет трендом, как это происходит в развитых странах. ЕС ставит за цель перейти полностью на возобновляемые источники до 2050 года. Украина же взяла обязательства до 2020 года нарастить мощности альтернативной энергетики до 11% от общего объема энергогенерации. Возобновляемые источники энергии в Украине, на сегодняшний день, в структуре энергомикса составляют только 3-4%.

Инвестиционная потребность в сектор возобновляемых источников энергии оценивается в 16 млрд гривен.

В свою очередь, ЕБРР планирует за 2-3 года запустить программу ESCO - финансирование производителей (поставщиков) энергоэффективного оборудования. На протяжении 2010–2015 гг, ЕБРР профинансировал 9 проектов: 3 - солнечная энергетика, 2- биогаз, 2 - ветрогенерация, 1 - биомасса, и 1 - малая гидроэлектростанция. Общая доступная сумма для инвестиционных проектов составляет 70 млн Евро из 50 млн Евро от ЕБРР и 20 млн Евро от Фонда Чистых Технологий.

Вишаль Дхаван, также дал понять, что критично важно сегодня для иностранных инвесторов, рассматривающих Украину как локацию для инвестиций: «Для инвестиционной деятельности крайне необходимо снижение фундаментальных рисков, исходящих со стороны государства; сокращение бюрократических процедур; наличие эффективных структур страхования или использование депонированных счетов других стран для проведения взаимозачетов по инвестициям под управлением инвестора; урегулирование финансовых аспектов относительно ценообразования и принятия более гибкой, как вариант, прогрессивной ставки налогообложения, а также возможности свободно торговать на внутреннем рынке».

Читайте также