Согласно отчету международной консалтинговой компании A.T. Kearney "Индекс развития глобального ритейла-2010" составляется по данным опроса крупнейших мировых компаний с 2002 года. Он публикуется раз в год и содержит список 30 наиболее привлекательных стран для инвестиций в розничный бизнес. В последний отчет, опубликованный в начале прошлой недели, Украина впервые за последние семь лет не вошла.
Издание отмечает, что наилучшим результатом Украины было четвертое место в списке A.T. Kearney в 2006 году. В 2007 году страна была на пятом месте, а в 2008-2009 годах из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса сразу опустилась на 17-е. Невысокую привлекательность Украины в последние годы эксперты A.T. Kearney объясняли плохой инфраструктурой, излишней бюрократизацией, политической нестабильностью и высокой инфляцией. Но тогда в отчете все равно отмечалось, что страна достойна внимания инвесторов, особенно тех, кто имеет бизнес в России, а также непищевого ритейла.
В этом году лидером рейтинга стал Китай, вернувшийся на эту позицию спустя восемь лет. Привлекательными считаются и остальные страны БРИК. Возрос интерес к Кувейту, Уругваю, Албании и Македонии. Восточная Европа не потеряла своей привлекательности для мирового ритейла, однако единой стратегии для экспансии в этом регионе нет.
Отсутствие Украины в списке эксперты объясняют падением покупательского спроса.
Отчет международной консалтинговой компании A.T. Kearney "Индекс развития глобального ритейла-2010" составляется по данным опроса крупнейших мировых компаний с 2002 года. Он публикуется раз в год и содержит список 30 наиболее привлекательных стран для инвестиций в розничный бизнес. В последний отчет, опубликованный в начале прошлой недели, Украина впервые за последние семь лет не вошла.
Издание отмечает, что наилучшим результатом Украины было четвертое место в списке A.T. Kearney в 2006 году. В 2007 году страна была на пятом месте, а в 2008-2009 годах из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса сразу опустилась на 17-е. Невысокую привлекательность Украины в последние годы эксперты A.T. Kearney объясняли плохой инфраструктурой, излишней бюрократизацией, политической нестабильностью и высокой инфляцией. Но тогда в отчете все равно отмечалось, что страна достойна внимания инвесторов, особенно тех, кто имеет бизнес в России, а также непищевого ритейла. В целом отсутствие Украины в списке эксперты объясняют падением покупательского спроса.
Рынки Европы и США утратили значение ключевых двигателей роста мировой торговли. Конкуренция выросла, и экспансия развивающихся стран все больше выходит за границы национальных рынков и распространяется на развитые страны.
Рейтинг показывает, что глобальные ритейлеры по-прежнему сфокусированы на таких растущих рынках, как Бразилия, Индия и Китай, и этот тренд неизменный, несмотря на то, что менее крупные страны: Кувейт, Уругвай, Албания и Македония смогли совершить ощутимый скачок вверх и прибавить в привлекательности.
Впервые в рамках исследования был проведен опрос относительно основных стран-"драйверов" мировой торговли. Так, 80% из в целом 60 опрошенных торговых компаний сообщили, что страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия Китай) играют для них большую роль и именно в рынки этих стран они хотели бы инвестировать. К тому же по результатам исследования наметился еще один мировой тренд: не только торговые предприятия из развитых стран, но и развивающиеся страны осуществляют активную экспансию.
Говоря о победителе рейтинга в 2010 г. - Китае, эксперты "A.T. Kearney" утверждают: поведение китайских потребителей все больше приближается к западному стилю. Западные форматы торговли находят все больше признания в Китае, а величина страны открывает ритейлерам и дальше хорошие перспективы роста.
Индия в 2010 году опустилась с первого на третье место в рейтинге. Здесь по-прежнему ожидается рост, однако слишком большое количество иностранных игроков ограничило число и сделало дороже земельные участки и недвижимость, а инвестиционные ограничения повысили уровень насыщенности рынка.
Восточная Европа как и раньше осталась привлекательной для глобального ритейла, однако единой стратегии для экспансии в этом регионе нет. несмотря на то, что Россия утратила в текущем году 8 позиций по сравнению с прошлогодними показателями, страна и дальше остается важнейшей в регионе.
Особым вызовом для торговых компаний, планирующих выход на рынок Юго-Восточной Европы, станет разработка индивидуальной стратегии для каждой страны – единого регионального решения нет, так как торговые рынки балканских стран слишком различны
Исследование зафиксировало еще один интересный тренд: в своих устремлениях к экспансии ритейлеры все больше стали концентрироваться на быстрый успех: большинство опрошенных компаний ожидают, что их деятельность окупится в течении 3 лет после захода на рынок. Однако в 2005 г. ритейлеры указывали, что рассчитывают на прибыль в течение следующих 5-7 лет.
The Global Retail Development Index
Страна
|
Место в 2010 г.
|
Место в 2009 г.
|
Тенденция
|
Категория привлекательности
|
Китай
|
1
|
3
|
2
|
Высокий уровень привлекательности
|
Кувейт
|
2
|
не было в рейтинге
|
не было в рейтинге
|
|
Индия
|
3
|
1
|
-2
|
|
Саудовская Аравия
|
4
|
5
|
1
|
|
Бразилия
|
5
|
8
|
3
|
|
Чили
|
6
|
7
|
1
|
|
ОАЭ
|
7
|
4
|
-3
|
|
Уругвай
|
8
|
не было в рейтинге
|
не было в рейтинге
|
|
Перу
|
9
|
18
|
9
|
|
Россия
|
10
|
2
|
-8
|
|
Тунис
|
11
|
14
|
3
|
Средний уровень привлекательности
|
Албания
|
12
|
не было в рейтинге
|
не было в рейтинге
|
|
Египет
|
13
|
15
|
2
|
|
Вьетнам
|
14
|
6
|
-8
|
|
Марокко
|
15
|
19
|
4
|
|
Индонезия
|
16
|
22
|
6
|
|
Малайзия
|
17
|
10
|
-7
|
|
Турция
|
18
|
20
|
2
|
|
Болгария
|
19
|
21
|
2
|
|
Македония
|
20
|
не было в рейтинге
|
не было в рейтинге
|
|
Алжир
|
21
|
11
|
-10
|
Невысокая привлекательность
|
Филиппины
|
22
|
25
|
3
|
|
Доминиканская Республика
|
23
|
не было в рейтинге
|
не было в рейтинге
|
|
ЮАР
|
24
|
не было в рейтинге
|
не было в рейтинге
|
|
Мексика
|
25
|
12
|
-13
|
|
Колумбия
|
26
|
28
|
2
|
|
Сальвадор
|
27
|
29
|
2
|
|
Румыния
|
28
|
23
|
-5
|
|
Босния и Герцеговина
|
29
|
не было в рейтинге
|
не было в рейтинге
|
|
Гватемала
|
30
|
не было в рейтинге
|
не было в рейтинге
|