Украина упустила масштабные арабские инвестиции

Украина упустила масштабные арабские инвестиции

Украина долго пользовалась особым вниманием со стороны арабского мира. Он приглядывался к ней, порой срываясь на робкие ухаживания, как присматриваются к новой молодой сотруднице в коллективе
Арабскому бизнесу импонировали сразу несколько качеств нашей страны. Выгодное географическое положение, дешевая рабочая сила, обилие ресурсов, и конечно же, огромные массивы земли. Потенциал сельского хозяйства Украины приковал взгляды ближневосточных стран, ищущих возможность обеспечить свою продовольственную безопасность. 
Но пока внимание инвесторов следовало за Киевом по пятам, он не мог решить несколько вопросов, стоявших на пути того, чтобы это внимание обрело формы конкретных инвестиционных проектов. Теперь же момент упущен. За последний год в Украине и на Ближнем Востоке многое изменилось. И сегодня арабские инвесторы прекратили паломничество в нашу страну, сосредоточив свое внимание лишь на торговых поставках.
Когда год назад в Киеве открывался Арабский инвестиционный саммит, все были полны оптимизма. Накануне премьер Николай Азаров посетил Ливию и Египет, его шеф Виктор Янукович в Киеве встретился с гостями из Объединенных Арабских Эмиратов, Ливана; столицу Украины посетил президент Сирии Башир Асад. Интерес арабского бизнеса к нашей стране лил через край. 
Главным объектом этой заинтересованности был сельхозсектор. Еще три года назад страны группы MENA (Ближний Восток и Северная Африка), прежде всего богатые страны Персидского залива, утвердили программу продовольственной безопасности и начали формировать под нее пул инвестиций. Цель этой программы — вложение средств в развитие сельхозактивов за пределами региона. «Только за последние 10 лет на Ближнем Востоке почти вдвое уменьшилась площадь сельхозугодий, и с каждым годом ситуация ухудшается — на эти страны пагубно влияет глобальное потепление. Поэтому они стремятся обеспечить свою продовольственную безопасность, вкладывая в сельхозактивы за рубежом», — объясняет истоки такой стратегии Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации. Он владеет информацией о том, кто в Украине сотрудничает с представителями арабского мира, помогая им найти партнеров в нашей стране. Именно в рамках этой стратегии арабы давно и активно инвестируют в Бразилию, Пакистан, африканские страны и изучали возможность работать в Украине, России и Беларуси, стремясь найти и здесь приложение своим деньгам. 
Так было раньше, но не сейчас. В текущем году арабский бизнес все больше смотрит на Украину лишь как на поставщика сырья. «Той активности, а порой даже агрессивности в поиске возможностей для инвестирования в Украину, наблюдавшейся со стороны ближневосточных компаний еще год или два назад, сейчас больше нет, — говорит Козаченко. — За последний год их интерес к нашей стране поостыл». 
Чтобы отбить у арабских инвесторов желание инвестировать в Украину, понадобилось всего лишь три фактора. Первым стало новое похолодание в мировой экономике. «Глобальный кризис сделал арабский бизнес намного сдержаннее, чем раньше. В результате сегодня есть много интересных инвестпроектов, но очень мало инвесторов, готовых вкладывать свой капитал», — делится своим мнением Абултеф Нидаль, пресс-секретарь посольства Кувейта в Украине.
Второй фактор — весенние события в арабском мире. «Арабская весна» повлияла лишь на те государства, которые не вели активной инвестиционной политики за рубежом. Тунис, Египет, Сирия и Ливия не были особо заинтересованы вкладывать средства в иностранный, в том числе и украинский, бизнес», — объясняет Нидаль. Но повлиять на Украину чреда революций, происшедших на Ближнем Востоке, все же может: после смены режимов в этих регионах богатые арабские страны, в том числе государства Персидского залива,  увеличили свои инвестиционные потоки в прошедшие через революции арабские страны. «Это потенциально может уменьшить внимание арабского бизнеса к Украине», — подчеркивает Нидаль. 
Ситуацию ухудшает то, что даже год назад арабский бизнес, присматриваясь к Украине, редко решал рискнуть и инвестировать в производство в нашей стране. Для этого не было трех ключевых составляющих: нормального налогового климата, рынка земли и исламского банкинга (он необходим для работы арабского бизнеса в государстве). И за год Украина в привлекательности ничуть не прибавила. «Изменения в Украине за последний год, конечно, были. Но они были не такими масштабными и системными, на которые надеялись арабские инвесторы, особенно, что касается земельной реформы. Эти изменения не решили никаких ключевых проблем, — отмечает Абултеф Нидаль. — Причем проблема не только в законах, но и в их исполнении. Иностранцы просто не верят в соблюдение законодательства, существующего в Украине». По его наблюдениям, реальные изменения к лучшему за последний год произошли прежде всего в Житомирской области, где сумели создать относительно нормальные условия для работы бизнеса.  
На фоне новой волны глобального кризиса инвесторы, в том числе и арабские, предпочитают вкладывать там, где можно получить больше прибыли при меньших рисках и большей стабильности. «В Украине прибыль высокая, но и риски очень высоки», — говорит представитель посольства Кувейта. Вот и выходит, что и он, и г-н Козаченко, и Андрей Нечипуренко, руководитель бизнес-отдела делового центра «Украина — Ближний Восток», единогласно признают: за последний год ни один инвестиционный проект с участием арабского бизнеса в Украине реализован не был, и даже часть уже начатых была заморожена. «Только те компании, с работой которых сталкивалась Украинская аграрная конфедерация, планировали инвестиции в Украину объемом свыше $850 млн.», — рассказывает Козаченко. Конкретные инвестпроекты, по его словам, вынашивал бизнес из Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта; представители других стран также бывали в Украине, рассматривали возможности инвестировать, но к конкретным переговорам не приступали. Сегодня их проекты заморожены. «Сейчас все сводится в основном к тому, чтобы просто покупать в Украине сельхозпродукцию. Прежде всего продовольственное зерно, кукурузу и ячмень», — говорит Козаченко.  
Он надеется, что инвестиционный интерес еще возродится. «Я думаю, те, кто изучал возможность вкладывать в производство в нашей стране и рассматривали различные проекты, еще не полностью отказались от этой идеи, — надеется президент Украинской аграрной конфедерации. — Это будет зависеть и от бизнес-климата в Украине, и от изменений политической обстановки в государствах». Но представитель посольства Кувейта не так оптимистичен. Он вообще считает, что 2012 год будет «нулевым годом» для мировой экономики и для экономики нашей страны в том числе. И на приток инвестиций в это время надеяться не приходится. Особенно если изменения в Украине и дальше будут тормозить чиновники на местах. 
 

Читайте также