Украина в поисках прямых иностранных инвестиций

Украина в поисках прямых иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы продолжают сокращать вложения в Украину – в I полугодии объем внешних инвестиций уменьшился на 78%, показав за период кризиса более чем десятикратное падение. Западные ...

На дне

Вопреки оживлению мировой и украинской экономики, которая, в частности, выросла с начала года на 6,3%, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину продолжает быстро сокращаться. По данным Госкомстата, в I полугодии ПИИ составили всего $496 млн, продемонстрировав падение на 77,8% к показателю I полугодия 2009 года. Год назад, когда прекратился приток инвестиций, падение составляло 67,8%. В результате за два года экономического кризиса полугодовые поступления в Украину уменьшились в 14 раз – до уровня 2002 года. Суммарные ПИИ на 1 июля достигли $40,4 млрд, или $880,7 в расчете на одного жителя страны.
Катастрофические показатели эксперты объясняют сменой власти в стране. "Неутешительная ситуация I полугодия во многом была сформирована еще в I квартале, когда накануне президентских выборов и формирования нового правительства инвесторы опасались вкладывать в Украину",– отмечает аналитик ИК "Ренессанс Капитал Украина" Анастасия Головач. Объем ПИИ в I квартале составил всего $98 млн (падение на 88% к уровню I квартала 2009 года). Также инвесторы ожидали от Украины возобновления выполнения программы МВФ – совет директоров МВФ лишь 28 июня объявил об открытии новой кредитной линии в размере $15 млрд. "Если ситуация в мировой экономике будет позитивной, то во II полугодии мы увидим существенное увеличение притока инвестиций",– уверена госпожа Головач.
Как и в последние годы, приток иностранного капитала в финансовый сектор ($591,6 млн) стал самым значительным среди всех отраслей экономики, хотя суммы увеличения уставных капиталов банков постоянно сокращаются. "Допэмиссии банков уже завершены. Остались исключения вроде УкрСиббанка и 'Форума',– говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.– Следующую волну наращивания капитала банков мы увидим не ранее 2012 года, когда банки начнут конкурировать на рынке потребительского кредитования".
Увеличение инвестиций зафиксировано в секторе торговли ($84,5 млн) и операциях с недвижимостью ($55 млн). В то же время в промышленности накопленный нерезидентами капитал сократился на $226,5 млн, что Госкомстат объясняет курсовой разницей (падением курса евро) и переоценкой стоимости акций.

Восточный экспресс

Смена власти в Украине значительно увеличила возможности российского капитала, говорят эксперты и отмечают, что якобы российские инвесторы купили ИСД и меткомбинат "Запорожсталь". Несмотря на то что в общей структуре ПИИ, пришедших в Украину за годы независимости, доля российского капитала занимает лишь 7,1%, в I полугодии из России поступило $323 млн (65,2% объема инвестиций). "В отличие от западного капитала, российский в своих планах не исходил из состояния украинского бюджета и сотрудничества страны с МВФ. Вслед за российскими компаниями первого эшелона можно ожидать активизации меньших игроков. И если ранее российский капитал не стремился афишировать свое происхождение, то теперь российская прописка бизнеса является дополнительным преимуществом",– рассказывает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин.
Эксперты не склонны считать, что наблюдаемый сейчас приток российский инвестиций будет иметь продолжительный характер. "Основные сделки в секторе промышленности были завершены с продажей ММК им. Ильича, больше в стране не осталось крупных активов, привлекательных для россиян. Возможно, определенные сделки будут в финансовом секторе, но речь идет о покупке банков второго-третьего эшелонов,– говорит аналитик ИК BG Capital Виталий Ваврищук.– Инвестиции в сельское хозяйство придут с помощью IPO".
Западный капитал присматривается к новым украинским реалиям, и конкуренцию российскому капиталу могут составить азиатские инвесторы. "Наибольший интерес к украинским активам у китайского капитала. Он интересуется очень широким спектром отраслей: от сельского хозяйства и энергетики до высоких технологий. При таком интересе объемы китайских инвестиций могут превысить российские. Также мы наблюдаем постепенный рост интереса у индийских компаний",– отмечает президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов.
По словам исполнительного директора Европейской бизнес ассоциации Анны Деревянко, возвращение в Украину западных инвесторов возможно лишь в 2011 году. "Фактор политических рисков уже не является таким острым, но остаются актуальными другие риски: невозвращение НДС, несовершенство судебной системы, отсутствие земельной реформы, сложное валютное регулирование,– констатирует эксперт.– Заявления властей о скором решении этих проблем воспринимаются инвесторами позитивно, но для возврата доверия необходимо время".
Впрочем, уже сейчас можно говорить о возвращении западных инвесторов. Так, ИК Dragon Capital совместно с ЕБРР, Швейцарским Суверенным Фондом SIFEM и рядом частных инвесторов презентовала новый фонд прямых инвестиций Europe Virgin Found с общим объемом около $200 млн (уже привлечен первый транш в размере $45 млн). Эти средства планируется вложить в производство товаров народного потребления, розничную торговлю, промышленность, телекоммуникации и массмедиа.

Новый поворот

Смена политической власти в Украине и постепенный рост мировой экономики позволяют рассчитывать на начало периода высокого притока инвестиций в ближайшие три-пять лет. "Если говорить о 2010 годе, то ситуация улучшается, но мы в лучшем случае можем рассчитывать на повторение результата 2009 года – заключение нескольких сделок по покупке активов, увеличение уставного капитала нескольких банков и IPO нескольких украинских копаний",– говорит господин Ваврищук. Более оптимистичен исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко: "Если восстановление интереса инвесторов начнется уже в сентябре, к концу года мы сможем выйти на уровень инвестиций в $6 млрд. Но если восстановление будет более медленным, мы получим к концу года $4 млрд".
Уже в 2011 году объем ПИИ может вырасти до $6,5 млрд, в том числе благодаря более активному проведению первичных и вторичных размещений акций украинскими компаниями. "За счет улучшения инвестиционного климата можно ожидать постепенного роста притока ПИИ. Однако говорить о быстрых темпах роста не стоит. По нашим наблюдениям, инвесторы, выбирая страны для вложения, при всех равных условиях выберут страны, имеющие собственное обеспечение энергетическими ресурсами. Украина к таким странам не относится",– добавляет господин Устенко. Новые мощности в основном будут создаваться в пищевой отрасли. "Для остальных сфер пока более характерны покупки действующих активов, а вложения в новые мощности станут нормой в лучшем случае через три года",– считает Виталий Ваврищук.
Эксперты ожидают переформатирования направлений инвестирования. "Все крупные сделки в финансовом секторе завершены, за исключением возможной покупки небольших банков. Изменить ситуацию может лишь интерес азиатского капитала, в первую очередь китайского, к украинской банковской системе",– полагает господин Охрименко. Большим спросом будут пользоваться инвестиции в сельское хозяйство, пищевую промышленность и энергосбережение. "Украинские аграрные компании рассчитывают путем IPO привлечь уже в этом году около $120 млн,– подчеркивает директор консалтинговой компании ААА Сергей Наливка.– Объем инвестиций следующего года будет зависеть от политики властей по квотированию экспорта зерновых культур и возвращения аграриям долга по бюджетному возмещению НДС". По словам господина Наливки, в случае успешного решения этих двух проблем объем ежегодных инвестиций в сельское хозяйство может вырасти до $1?1,2 млрд.

Дмитрий Тарабакин
"Украина спокойно может быть европейским Китаем"

– Как долго, по вашему мнению, будет длиться спад притока инвестиций в Украину?
– Судя по сделкам в этом году, Украина продолжает оставаться привлекательной для инвестиций. Куплена "Запорожсталь" с капитализацией $1,7 млрд – завершена сделка по 50% акций и структуризируется договор о покупке дополнительного пакета. Куплен контрольный пакет группы ИСД, который можно оценить в сотни миллионов долларов. Выкуплено почти 100% акций "Стирола" общей стоимостью более $600 млн (в разговоре с Ъ собственник концерна Николай Янковский опроверг эту информацию.–Ъ). Банки "Форум" и УкрСиббанк объявили допэмиссию. Есть и внутренние инвестиции – продан ММК им. Ильича. Сейчас наиболее активными являются российские инвесторы. Они используют уникальный шанс, которого у них не было последние 20 лет. Европа и Америка заняты своими проблемами, Азия – далеко, и россияне получили возможность провести экономическую экспансию.

– Экспансия российского капитала уже завершилась или продолжается?

– Еще рано говорить об ее окончании. Россиянам не хватает доли в банковском секторе. Поэтому можно ожидать либо увеличения капитала ПИБ и ВТБ, либо покупки еще одного крупного банка. Вопрос только в цене – платить два капитала никто не будет, можно найти хорошую банковскую сеть по цене чуть выше одного капитала. В химической отрасли первой ласточкой может стать покупка "Стирола". Мы допускаем возможность аналогичных сделок с Черкасским и Северодонецким азотом. Создается сильный игрок на мировом рынке минеральных удобрений. Россиянам проще перерабатывать свой газ в Украине и транспортировать удобрения через Одессу, чем перерабатывать газ в центральной России, а потом через Украину или Белоруссию и Прибалтику везти готовый продукт к морским портам. Единственная отрасль, где действительно наблюдается спад инвестиций,– строительство. Даже в металлургии, где ожидался спад вложений, сейчас мы видим обратный процесс.

– Можно ли говорить о возвращении интереса западных инвесторов?

– В Украине меняется политическая доктрина, поэтому для западных инвесторов настали не лучшие времена. Международным зернотрейдерам не дают вывозить зерно, "АрселорМиталл Кривой Рог" является крупнейшим кредитором Украины по невыплаченному НДС. Поэтому инвесторам сейчас очень непросто работать в Украине.

– Что дальше? Сворачивание инвестиций?

– Полагаю, что этого не будет, так как многие инвестиции являются стратегическими. Хотя Запад временно теряет позиции в Украине, никто не покинет такой большой рынок. Но возможно торможение новых проектов.

– Что нужно делать для привлечения инвесторов?
– Тут нет ничего нового. Украина может быть европейским Китаем. Почему компании должны создавать фабрики в Китае, а потом везти свою продукцию в Европу, когда под боком есть страна с ненамного большим уровнем стоимости труда? Поэтому идея промышленных парков, которая оправдала себя в азиатских странах, должна сработать и в Украине. Чтобы не потерять западного инвестора, мы должны максимально деликатно решить ситуацию с экспортом урожая и возвращением НДС зернотрейдерам. И еще. У нас улучшились отношения с Россией, но правительство должно четко заявить, что это – не за счет Запада, ведь подобное ощущение сейчас у многих западных инвесторов. Поэтому им нужно доказать, что западный вектор по-прежнему остается важным. Пусть западные инвестиции заморожены, но когда мировая ситуация улучшится, они должны вернуться в Украину.
 

Андре Куусвек
"Очень мало новых инвесторов хотят вкладывать в Украину"
– Как вы оцениваете нынешнюю инвестиционную привлекательность Украины?


– К сожалению, инвестиционная привлекательность Украины всегда была невысокой. Сейчас в стране появилась политическая стабильность, весной власти предпринимали усилия по стабилизации государственных финансов, в какой-то мере сделать это им удалось. Особенно я рад, что новое правительство смогло договориться с МВФ. Кроме того, внешние инвесторы успокоились после паники, наблюдаемой в прошлом и нынешнем году,– вспомним ситуацию с Грецией. Но остается ряд проблем, актуальных для инвесторов и украинских компаний. Мы ожидали решения проблемы возврата НДС еще в июле, но до сих пор многие компании не видели ни денег, ни облигаций, выпускаемых, к слову, на нерыночных условиях. Еще одна проблема – очень мало новых инвесторов, готовых вкладывать в Украину. За последние 24 месяца мы увидели лишь 3-5 новых инвесторов. Борьба на глобальных рынках за инвестиции очень высока, и Украина пока ее проигрывает.

– А какие настроения у инвесторов?

– Я не вижу у них оптимизма. Есть позитивные оценки потенциала Украины, в первую очередь в сельском хозяйстве, частично – в металлургии. Но пока не видно, когда он будет реализован. Поэтому многие настроены выжидать.

– Опасаются ли инвесторы экспансии российского капитала в Украину?

– Я бы не стал так говорить. Инвесторов не интересует политическая ориентация Украины. Очень просто все сводить к личностям президентов, но и нынешний президент стремится удержать баланс между Западом и Востоком. Поэтому я не думаю, что западных инвесторов пугает такая ситуация.

– Но у российского капитала появился политический рычаг для лоббизма, а западный капитал его потерял...


– Инвестиции российского бизнеса, которые мы видим в последнее время, объясняются стратегией российского руководства вкладывать государственные деньги в экономику Украины. Но я не думаю, что это представляет угрозу для Украины и западного бизнеса, работающего в стране.

– Изменился ли бизнес-климат в Украине?

– В банковском секторе мы видим улучшение, в том числе благодаря отмене временных регуляций Нацбанка, выданных в разгар кризиса. При этом есть вопросы, связанные с НДС, экспортом, квотированием зерна,– много тем для беспокойства.

– Какие секторы самые привлекательные для вложений?

– В любом секторе можно найти проекты, направленные на повышение конкурентоспособности, например в металлургии и химической промышленности, где мы планируем участвовать в проектах по увеличению добавленной стоимости украинской продукции. Также нельзя забывать о секторах, связанных с продуктами питания, об энергетике – пересмотр тарифов на энергоносители делает ее очень привлекательной.

– Когда объем притока иностранных инвестиций в Украину достигнет докризисного уровня?

– Выйти на докризисный уровень будет очень сложно. Инвесторы стали очень осторожными, а Украина в списке привлекательных для вложений стран находится не на первых местах. В последние годы практически не было притока реального иностранного капитала, так как инвестиции часто обеспечивались за счет рекапитализации банков и возврата денег украинского бизнеса из офшоров. Поэтому Украине необходимо заново искать инвесторов. Если быть оптимистом, то на уровень притока иностранных инвестиций в размере $10 млрд в год Украина сможет выйти через 3-4 года. Но для этого надо много работать для упрощения всех процедур.
 

По материалам: Коммерсантъ-Украина

Читайте также