По словам Наталии Палий, в свое время, немецкий ученый Герман Зимон (Hermann Simon), проанализировав факторы, на которых держится экспорториентированность немецкой экономики, пришел к выводу, что держится она на средних бизнесах, причем средних бизнесах нишевых, выпускающих какие-то узкоспециализированные высокотехнологичные продукты, — так называемых скрытых чемпионах. "Они не очень известны и не стремятся стать крупными корпорациями, в большинстве своем семейные или с небольшим количеством акционеров, очень клиентоориентированные, заточенные на поддержание длительных отношений с клиентом, и максимально на экспорт", — рассказывает Наталия Палий. По ее словам, это касается не только Германии, но и большинства скандинавских стран.
"Мы начали искать такие компании у нас в рамках участия в проекте Ассоциации развития менеджмента Центральной и Восточной Европы "Скрытые чемпионы Центральной и Восточной Европы" и столкнулись с тем, что им очень сложно. Им сложно оставаться нишевыми, потому что часто возникают проблемы недружественных поглощений. Им сложно быть экспортоориентированными, потому, что чем меньше компания, тем сложнее решать любые экспортные вопросы"- рассказывает Наталия Палий.
По ее словам, в Украине для небольших бизнесов настолько неблагоприятная среда, что им просто не выжить в ней. Такие украинские компании просто не хотят говорить о себе — мол, мы будем тихо в своей нише сидеть и никому не признаемся, что мы такие есть, потому что завтра нас либо поглотят, либо возникнут какие-то еще проблемы — и мы вообще перестанем существовать.