На сегодняшний день принято, чтобы частный инвестор или венчурный фонд помимо денежного перевода предоставлял потенциальному объекту дополнительную экспертизу.
Что касается украинского рынка, то тут сложилась такая тенденция, что уже запущенным проектам, годовая выручка которых составляет примерно $100 тыс., не принципиален источник инвестиций. Привлеченные средства такой проект будет использовать только для своего развития. Крупные же проекты, которых сейчас в стране наберется несколько десятков и ведущих свою деятельность за рубежом, более избирательно относятся к источнику инвестиций и компетенциям инвестора. Такие проекты уже имеют большую выручку, несколько свои представительств и солидный штат удаленных сотрудников. Поэтому долю в таких проектах за "молчаливые деньги" получить не удастся. Перед крупными проектами стоят уже другие задачи – «капитализация бизнеса" и "бренд на мировом рынке".
Наиболее эффективным сотрудничество проекта и инвестора может быть в случае, когда свои слабые стороны и потребность в компетенциях определяет сам проект, а инвестор способен представить необходимую экспертизу для усиления проекта.
Примеры основных компетенций
- Маркетинг/реклама/продажи. Зачастую создатели проектов являются техническими специалистами, которые практически не обладают знаниями в области маркетинга. В таком случае, компетенция инвестора должна заключаться в создании хороших рекламных компаний, в выходе на новые рынки, или хотя бы возможности прорекламировать проект в нескольких специализированных изданиях.
- Рекрутинг. На стадии развития проекта решить проблему подбора персонала могут и сами его основатели, особенно если речь идет о поиске сотрудника на должность разработчика. Однако когда компания нуждается, к примеру, в руководителе проекта в новой стране, то тут нужен совершенно другой подход.
- Экспансия. Когда на внутреннем рынке проект достигает своего «потолка», возникает вопрос о выходе на другие рынки. На детальный анализ нового рынка, конкуренции в нем и спроса на данный продукт может уйти масса времени и затрат. В таком случае, наличие у инвестора своих офисов на внешних рынках или портфельных компаний, значительно упростит задачу проекту и снизит лишние затраты.
- Поиск следующих раундов. Эта проблема возникает тогда, когда проекту становится мало просто привлечь инвестиции. Деньги, полученные от непрофильного инвестора, с малой вероятностью, смогут помочь проекту выйти на венчурные фонды для следующего раунда.
Исходя из этих соображений, стартап во время фандрейзинга должен очень внимательно оценивать местных инвесторов. Желательно обзавестись отзывами на предмет наличия "умных" денег в соответствующих венчурных фондах.
Проведение своеобразного due diligence потенциального инвестора поможет более точно выявить определить степень и наличие компетенций у фонда и принять решение о целесообразности сотрудничества.
Стоит отметить важный момент. Получив быстрые и "непрофессиональные" деньги. не стоит рассчитывать на дальнейшее частое общение с инвестором. Кроме отчетности о деятельности проекта его вряд ли что-то будет интересовать. Нужно признать, что такого рода инвестор не принесет никакой пользы проекту, тем более, если у создателей стоит цель построить компанию с высокой капитализацией.
Самым нежелательным вариантом развития отношений может стать конфликт между непрофильным инвестором и создателями проекта на почве непонимания сути проекта. Инвестор может вмешиваться, как в вопросы стратегии, набора персонала, так и в операционную часть бизнеса. Не исключено, что инвестор захочет уволить важно сотрудника или вообще уйти из бизнеса. Все это может только негативно отразиться на проекте. Поэтому к процессу поиска "умных денег" нужно относиться со всей серьезностью и ответственностью.