Как отмечает Денис Лысенко, управляющий партнер юридической фирмы AEQUO, сопровождающей сделки украинских и международных предприятий, чем быстрее будет стабилизироваться макроэкономическая ситуация, тем больше инвестиций зайдет в Украину. AEQUO совместно с компанией Mergermarket исследовала украинский рынок M&A за 2015 год. Мониторинг учитывал лишь сделки, по которым есть достаточное количество публичной информации.
Если в мире сейчас объемы сделок M&A сопоставимы с показателями 2007 года, то в Украине ситуация складывается совсем другая. Согласно статистике, последним успешным годом для рынка M&A в Украине стал 2008. По итогам прошлого года, количество сделок слияний и поглощений достигло минимума даже по сравнению с кризисным 2009 годом: 26 против 31. Даже в 2014 году было заключено 34 сделки.
В прошлом году Украина так и не вышла из военного конфликта, на что многие надеялись. За первый квартал 2016 года было заключено всего 4 сделки. Хотя ряд соглашений находится в процессе заключения, а их результаты можно будет увидеть только в следующих отчетных периодах.
Объемы сделок также сократились: с $831 млн. в 2014 году до $150 млн. в прошлом. При этом 62% всех сделок заключили между собой отечественные компании, а 38% были заключены с привлечением иностранного капитала. Интересно отметить, что по стоимости 72% денежного денег поступило от иностранцев и только 28% — от местных покупателей. Однако часть иностранного капитала – это не что иное, как украинские деньги, перегнанные через оффшоры, признают эксперты.
По словам главы Фонда госимущества Украины Игоря Билоуса, на украинском рынке M&A сегодня совершаются два типа сделок. Первый тип – это дистресс, то есть продажа проблемных активов, в первую очередь банковских залогов, а второй тип – специальные ситуации или приватизация. Прежде всего такая ситуация вызвана негативным влиянием чрезмерного валютного регулирования.
Игорь Билоус добавляет, что инвестиции в объекты Фонда госимущества приветствуются, а вот вывод прибыли в виде дивидендов категорически запрещается.
По мнению экспертов, лидерами по сделкам М&А являются финансисты, которые значительно оторвались от ближайших "конкурентов". Именно на финансовый сектор в 2014-2015 гг. пришлось 35% всех сделок в количественном выражении и 43% в деньгах. Такой всплеск произошел, в частности, от внедрения новой схемы, по которой ФГВФЛ продавал банки, ранее выведенные с рынка.
В нынешнем году, рассказывает Денис Лысенко, ожидается новая волна консолидации банков, что является логическим продолжением нынешнего курса НБУ на упрощение процедуры слияний.