Специфичность бизнеса как товара накладывает свой характерный отпечаток на договор, заключаемый при его продаже.
Большинство владельцев собственного бизнеса оказываются абсолютно неготовыми к его продаже, и такое положение вещей зачастую обнаруживается на этапе обсуждения условий договора, в который юристы покупателя, стремясь максимально защитить интересы клиента, включают раздел «Заверения и гарантии», а также описывает положения об ответственности за нарушения. Именно этот раздел и становится камнем преткновения между сторонами при заключении договора.
Вячеслав Ушаков описывает самые типовые примеры таких условий и последствий для собственников бизнеса, согласившихся на включение таких положений в договор.
Условие о рассрочке платежа
Данное условие предполагает, то стоимость приобретаемого бизнеса оплачивается частями, по мере от выполнения (наступления) неких заранее обговоренных условий (к примеру, при определенных финансовых показателей компании). А оплата последней части суммы, оговоренной в соглашении, откладывается до истечения срока исковой давности (периода, в течение которого третьи лица могут предъявить иск или требования по приобретаемому бизнесу). По закону такой срок составляет три года.
Естественно, продавцу не стоит соглашаться на такие условия. Основным аргументом здесь выступает то, что покупатель после заключения сделки, а значит и приобретения бизнеса, полностью меняет команду менеджеров. После этого в достижении плановых показателей (и в получении очередного платежа по договору) продавец не уверен, как и не уверен в компетентности людей, которых он не назначал.
В таких условиях платить или не платить решает только покупатель, что необоснованно ущемляет интересы продавца. Компромиссом в таком случае может служить сохранение ключевых позиций менеджмента в «переходный период». Вопрос по пункту об истечение срока исковой давности можно решить одним риторическим вопросом: а готов ли продавец ждать своих денег три года в условия нашей нестабильной экономики?
Так же у этого пункта есть еще один нюанс: иск, предъявленный в течение указанного срока компании-покупателю, будет разбираться нанятыми ею же юристами (хотя в договоре может указывать, что юристов нанимает продавец). В таком случае покупателю нет резона полноценно защищать купленный бизнес, так как в случае проигрыша в счет компенсации пойдут деньги, которые он не заплатит продавцу.
Обещание вести бизнес честно
Такое обещание может рассмешить любого человека, мало-мальски знакомого с реалиями ведения бизнеса в нашей стране. К сожалению, вести его без нарушений так же практически невозможно. Путаницу в ситуацию вносит и постоянная смена законодательства. В случае согласия на такую гарантию, продавец фактически отказывается от денег за проданный бизнес, ведь нарушения в ведении бизнеса в нашей стране найти легко и просто.
Отсутствие неучтенных обязательств
Не опасаться этого требования продавец может только в тому случае, если он на все 100% уверен в порядочности и хорошем к нему отношении со стороны своих топ-менеджеров, которые имели право совершать соответствующие сделки в «прогарантированный» период. Но если кто-то из названных лиц по каким-либо причинам обиделся на продавца, либо просто покусился на обещанную со стороны покупателя оплату, то ему ничего не помешает подписать от именно проданной компании долговое обязательство либо договор. И ниоткуда появляется неучтенное обязательство, которое дает повод не платить за купленный бизнес.
Отсутствие долгов по налогам и сборам
Даже в том случае, когда продавец полностью гарантирует уплату всех налогов и сборов перед продажей фирмы, налоговики могут провести повторную проверку. Причем по закону они это могут сделать как сами, так и по заявке. И еще остается вариант неформальной просьбы. Если в ходе такой проверки обнаружилась задолженность, покупатель доложен помнить, что судиться с налоговиками теперь будут уже юристы покупателя.
В таком случае покупателю следует настаивать на том, чтобы его представители участвовали в защите уже проданной компании в суде с представителями налоговой службы. Следует также настаивать на том, что к нарушению договора купли-продажи бизнеса относится не сам факт предъявления налоговиками (или иными кредиторами) претензий, а лишь только окончательный проигрыш судебного процесса.
Отсутствие нарушений по трудовым правам сотрудников
Главную роль здесь играют сотрудники продаваемого бизнеса. Если речь идет о крупном предприятии, где работают несколько сотен или тысяч человек, то продавец не может быть полностью уверенным, что все уволенные когда-либо сотрудники были уволены правильно и никто из них не подаст жалобу либо уж ее не подал. Если жалоба в трудовую инспекцию или соответствующий иск в суде уже лежит, но продавца об этом еще не известили, то подписывая подобное соглашение он уже нарушает договори и лишает себя выплаты обещанных денег.
Выходом из положения может стать список сотрудников, за отсутствие нарушений трудовых прав которых вы готовы поручиться. Зачастую этот список включает топ-менеджеров или ключевых специалистов, с которыми продавец работал лично.
Сохранение юридической силы обязательств продаваемых компаний
Включая такую гарантию в договор, покупатель желает приобрести стабильно работающий бизнес, а не контору, контрагенты которой в любой момент могут отказаться от выполнения заключенных ранее контрактов.
Поскольку прогнозировать поведение и мотивы конкурентов – дело заведомо неблагодарное, стоит помнить, что они могут расторгнуть контракт по причинам, лежащим в сфере ответственности самой компании, а могут предъявить официальный иск в суд по надуманным причинам. Так или иначе, условия договора купли-продажи будут нарушены и продавец денег не увидит.
Выходом, как и в предыдущем случае, будет либо не давать такую гарантию, либо составить список сделок, ограничиваясь только ключевыми контрагентами.
Отсутствие судебных споров
Одной из стандартных гарантий является отсутствие судебных или административных споров в отношении компании или ее активов.
Тут есть три ключевых момента. Первый – покупатель на день подписания договора купли-продажи может не знать о существовании подобного спора, ведь информация на сайтах соответствующих административных учреждений появляется с сильной задержкой, а уведомление от судебных органов может идти долго.
Второй момент – где гарантии, что такой спор не произойдет на следующий день?
И третье. Спор может быть инициирован самим покупателем через третьих лиц, чтобы создать ситуацию, при которой договор будет нарушен, и платить по нему не придется.
Если нет возможности отклонить такую гарантию, нужно поставить максимальное количество условий, которые обезопасят покупателя. К примеру, что речь идет о гарантиях в отношении споров не ниже суммы Х или ограничивать временные рамки возникновения споров.