В Украине появится третье «единое окно» - теперь уже для инвестпроектов

В Украине появится третье «единое окно» - теперь уже для инвестпроектов

Украина уже длительное время пытается «прорубить окно» для иностранных инвестиций. В отличие от Петра І, который сделал это в одночасье, новое «единое окно», по сути, является уже третьей попыткой ...

ак, в июле 2004 г. в Украине была введена регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей по принципу единого окна (Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» предусматривал автоматическую регистрацию субъектов хозяйственной деятельности в органах статистики, налоговой службы, пенсионного фонда и фондов социального страхования).

С января 2006 г. согласно Закону «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» в Украине разрешительные документы (разрешения, заключения, решения, согласования, свидетельства и прочие документы на право осуществления хозяйственной деятельности) стали выдаваться по принципу «организационного единства» - единым разрешительным центром.
И наконец, 21 октября 2010 г. Верховная Рада приняла Закон «О подготовке и реализации инвестиционных проектов по принципу «единого окна». Облегчит ли Закон участь инвесторов, имеющих намерения реализовывать инвестиционные проекты в Украине?

Анализ Закона вызывает ряд сомнений в эффективности его норм. Если первоначальная редакция Закона предусматривала распространение его действия на широкий круг субъектов: инвесторов, региональных центров по инвестициями, субъектов предоставления административных услуг, субъектов предоставления хозяйственных услуг, то окончательная редакция регулирует почему-то преимущественно отношения инвесторов и региональных центров. Согласно центральной идее закона, инвестор должен обратиться в региональный центр по инвестициям, причем сделать он может это на самой ранней стадии существования инвестпроекта (т.н. стадия инвестиционной идеи или инвестиционного предложения), а центр по прошествии очень непродолжительного срока (около недели) должен выдать заявителю оперативный план действия по реализации проекта и пакет документов, дающих право на реализацию инвестпроекта. Попахивает явной фантастикой…

Любому юристу, сопровождающему инвестпроекты в Украине, понятно, что составить план реализации проекта за 5 дней, и получить все документы, необходимые для реализации проекта, за 2 дня невозможно, особенно если речь идет о такой стадии проекта как бизнес-идея.

Учитывая, что Закон вводится в действие с 01.01.2012 года, возможно, что законодатель предполагал, что к тому времени большинство разрешительных документов будет отменено. Только в таком случае указанные сроки выглядят хоть немного реалистичными. Однако в условиях такого тотального «дерегулирования» будет ли необходимость в наличии вышеупомянутых региональных центров вообще?

Возникает также вопрос о кадровом составе таких центров. Составление плана реализации проекта – это достаточно квалифицированная работа, за которую юридические фирмы биллингуют клиентов по ставке 500 евро в час. Маловероятно, что региональные центры смогут подобрать персонал, способный к выполнению такого рода задач. Более того, если речь идет о работе с иностранными инвесторами, то, конечно, желательно свободное владение сотрудниками центра письменным и устным английским языком.

В окончательной редакции Закона была отброшена идея о сотрудничестве центра с субъектами хозяйственной деятельности, предоставляющими услуги по сопровождению таких проектов. А жаль… Потому что по существу, региональные центры как раз и должны были стать такими узлами, связывающими воедино инвесторов и субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих профессиональную помощь в разработке проектов и подготовке документов. Такие субъекты должны были бы отбираться на тендерной основе. Наличие списка «благонадежных партнеров» оказало бы помощь иностранным инвесторам (особенно если речь идет о среднем и мелком бизнесе).

Есть еще много технических недоработок. Так, Закон не предусматривает, какие документы вместе с заявлением должен подать инвестор в региональный центр. Непонятно соотношение Закона с уже упомянутыми Законами «О разрешительной системе в хозяйственной деятельности», «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности».

Учитывая практику введения в Украине «единых окон», следует ожидать, что в лучшем случае этот Закон может заработать к 2014-2015 году, после внесения в него и связанные законы ряда существенных изменений и разработки комплекса подзаконных нормативных актов.

По материалам: Бизнес

Читайте также