Венчурные тренды в Украине

Венчурные тренды в Украине

В течение последних двух лет в Украине начал формироваться рынок венчурного инвестирования
Низкий, на первый взгляд, порог входа в бизнес, делает стартапы в сфере IT привлекательными для бизнесменов из традиционных секторов экономики. Как предприниматели новой волны зарабатывают в киберпространстве?

В конце прошлого года украинский стартап Viewdie, над которым около шести лет работала небольшая команда украинских разработчиков, был куплен компанией Google за $46 млн. Хотя такую сумму в IT-индустрии нельзя назвать впечатляющей, но эта первая публичная сделка с глобальным ироком вдохновила многих участников внутреннего рынка Украины. Говорить о перспективах украинских производителей программного продута не только в сфере аутсорсинга, но и в области разработки глобальных решений стало модным.

Парадокс украинского рынка заключается в том, что несмотря на то, что страна является крупнейшим поставщиком IT-решений в Восточной Европе и входит в ton-10 стран по количеству квалифицированных программистов, в ней нет ни одной «продуктовой» компании, которая стоит хотя бы $ 1 млрд.
В то же время в соседней России есть более десятка компаний, стоимость которых приближается к $10 млрд. Так компания «Яндекс» в преддверии выхода на биржу Nasdaq была оценена в $ 7 млрд. «Анализируя успех российских компаний, предприниматели Украины верят в то что здесь тоже можно найти команду и вырастить глобального игрока». — отмечает Влад Павлов, СЕО компании rollApp.В этом году он дважды посещал Украину  по приглашению днепропетровских предпринимателей, которым давал мастер-класс, посвященный работе венчурного бизнеса. «Интерес со стороны украинских бизнесменов большой, но они не знают, как подойти к стартапам.  Чтобы процесс пошел, нужны все звенья цепочки. Между бизнес-инкуба тором и удачной продажей должны быть бизнес-ангелы, венчурные фонды разных стадий и инвестиционные банкиры», — объясняет IT-предприниматель.

Инвестиции в удачу

Венчурная цепочка, о которой говорит Влад Павлов, стала активно формироваться в Украине в начале 2012 г. До этого стартап-среда была довольно закрытым комьюнити, которое преимущественно самостоятельно пыталось выходить на зарубежные фонды или привлекать украинских бизнесменов. Первым серьезным украинским инвестором стала Виктория Тигипко, основавшая венчурный фонд ТА Venture объемом около $50 млн. Спустя год еще два крупных предпринимателя — Виктор Пинчук и Анатолий Юркевич – обозначили свой интерес к этому рынку.

Бизнес-инкубатор Пинчука – Eastlabs появился в начале прошлого года, а спустя полгода команда Юркевича запустила бизнес-инкубатор Happy Farm в селе Счастливое, под Киевом. В целом за 2013 год список таких структур пополнился еще шестью площадками, помимо Киева, они открылись в Харькове и Одессе.

Модель бизнес-инкубаторов предполагает инвестирование в стартап проекты на раннем этапе и активную работу с командами по развитию бизнеса. Вложив в персептивные проекты $15-25 тыс, учредители таких фондов получают долю в 5-15% в таких компаниях Но заработать они смогут лишь в том случае, если стартап окрепнет и найдет свою нишу. Поэтому бизнес-инкубаторы заинтересованы в продвижении своих подопечных — именно он чаше всего ведут переговоры с глобальными венчурными фондами, которые могут заинтересоваться проектами и инвестировать следующий раунд.

Венчурные фонды инвестируют от $50-300 тыс.  (этот этап называют раундом А) в те компании, которые уже прошли «посевную» стадию, имеют базу клиентов и четкое понимание своей монетизации. В зависимости от динамики своего развития стартап может дойти до раунда В, когда суммы инвестиции уже превышают $ 1 млн, или привлечь необходимые средства от бизнес-ангелов.

Маржа, которую зарабатывает венчурный инвестор, можетв десятки раз превышать вложения. Так, например, те, кто вложил в Viewdie десятки тысяч долларов, спустя несколько лет получили миллионы. Инвестиции в один успешный стартап окупают неликвидные вложения в остальные десять. Вначале
декабря этого года венчурный Фонд ТА Venture, в портфеле которого уже больше 30 проинвестированных стартапов, впервые зафиксировал возврат инвестиций. Был продан стартап WeHostels — мобильное приложение для бронирования гостиниц и хостелов. У проекта на момент продажи уже было200 тыс.  активных пользователей и база из 80 тыс. гостиниц, а годовой прирост аудитории сервиса составил 800%. «За очень коротких период мы не только вернули вложенные средства, но и получили хороший возврат инвестиций», - прокомментировала сделку Виктория Тигипко.

Рынок венчурных инвестиций пока еще очень не просто – он непрозрачен и не публичен. Тем не мене по результатам года в TA Venture емкость рынка оценивают в $100.

Другие эксперты напротив, считают, что эта цифра вдвое меньше, поскольку проекты, в которые были сделаны такие вложения, можно сосчитать по пальцам: интернет магазин ModnaKasta, проект по разработке облачного Java-конструктора Jelastic, онлайн-играCheckio, стартап Augmented Pixels разразрабатывающий технологии дополнительной реальности и несколько других.

Управляющий партнер бизнес-инкубатора GrowthUP Денис Довгополый оценивает рынок не в денежном аспекте, а с точки зрения наличия перспективных команд и потенциальных инвесторов. По его мнению, рынок венчурного инвестирования в Украине мог бы быть гораздо интенсивнее.
«Есть около 80 команд, которые нуждаются во вложениях. Через год примерно 20% из них могут показать неплохие результаты — привлечь следующий раунд инвестиций», — считает Довгополый. Тем не менее, убежден он, для успешного функционирования венчурной экосистемы не хватает не только денег но и стартапов. Для эффективной работы инвестора необходим поток проектов, из которых можно выбирать. Так, чтобы проинвестировать 5-6 стартапов в год, американские инвесторы «смотрят» от 2 до 10 тыс. компаний, европейские - 1-2 тыс., в России - 0,5-1 тыс.

IT-решения для бизнеса

Венчурный рынок все еще слабо развит, зато IT-сектор растет гигантскими темпами. За последние пять лет обороты аутсорсинговых компаний выросли в пять раз – до $2 млрд. Оба сегмента стимулируют появление стартапов, решающих задачи на стыке нескольких отраслей или в какой-то конкретной сфере. Причем нередко инициаторами создания таких компаний и их первыми инвесторами становятся собственники бизнесов.

Так, например, уже больше года работает онлайн-платформа, объединяющая игроков пищевой отрасли Zakupki-online. Инвестором проекта стал владелец крупной компании в хлебной сфере, который хотел понять, насколько эффективно работает отдел закупокего компании. В итоге стартап решил проблему целой отрасли. Менеджеры зарегистрировавшихся в системе компаний отправляют запрос на какой-либо товар, этот запрос автоматически рассылается поставщикам, которые предлагают свои условия и торгуются. Система автоматически анализирует все предложения. Собственники компании могут видеть не только количество сделок, но и их эффективность. Подписка на Zakupki-online стоит от 2,5-5 тыс. грн ежемесячно, но экономит компаниям десятки тысяч гривен. Ежемесячно в системе совершается сделок на 50-70 млн. грн. По словам Евгения Саранцева. СЕО компании, стартап уже трижды хотели выкупить, но ключевой инвестор отказывается.  По мнению Саранцева, в Украине драйвером развития рынка стартапов в ближайшие годы будет крупный бизнес, который будет искать пути оптимизации. «Скорее всего, многие компании-лидеры будут создавать собственные R&D-центры. Это гораздо перспективнее, чем инвестировать в бизнес-инкубаторы. Часто представление разработчиков не совпадает с реальным запросом рынка. Зайдите в любую компанию и вы найдете десятки проблем, для которых можно разработать IТ-решение», — комментирует Саранцев.

Одессит Александр Борняков, владелец SoftTechnics и основатель бизнес-инкубато-ра Wannabiz, в отличие от Саранцева считает венчурный рынок недооцененным. Открыв в этом году бизнес-инкубатор, он инвестировал в стартап Ready То Travel. Это сервис заказа билетов на все виды транспорта, который автоматически просчитывает все транспортные «состыковки» самолеты, поезда и даже городской транспорт. Недавно стартап привлек инвестиции от британского фонда. «Мы вложились не зря, — радуется Борняков — В Европе очень развито транспортное сообщение между городами, а такой сервис позволяет путешествовать комфортно и недорого» Интересно, что крупнейшим клиентом, который планирует использовать алгоритм поиска Ready То Travel, станет ПриватБанк.

Читайте также