В ходе своего визита Н.Азаров встретился с федеральным канцлером Австрии, а также с руководителями ведущих австрийских компаний для обсуждения вопросов по проведению в Украине реформ и создания благоприятного инвестиционного климата. Ну и, кроме того, принял участие в 7-м Венском экономическом форуме.
В своем выступлении, для начала, Премьер отметил, что глубокий экономический кризис в Украине является результатом совпадения внешних факторов, а также популистской внутренней политики предыдущей власти. Но потом тут же похвалил себя: "Социальная политика стала основным элементом, с которого начала свою деятельность наша власть". При этом он добавил, что за девять месяцев рост украинского ВВП составляет 5% против 15-процентного падения в прошлом году, начали работу более 250 крупных инвестиционных проектов, выросли внутренний товарооборот и покупательная способность населения.
"В рамках подготовки к Евро-2012, - сообщил также глава украинского правительства, - уже построено два стадиона и еще два, с готовностью на 2/3, будут завершены в следующем году, проводится реконструкция четырех аэропортов, в текущем году будет сдано около тысячи километров хороших дорог".
И напоследок Н.Азаров подчеркнул, что "гривна сегодня не просто достаточно устойчива, а абсолютно стабильна". "Украина стала на путь реформ, достигла политической стабильности, чего не было последние пять лет", - сказал он.
Убедившись, что об успехах и результативности действующей украинской власти все гости форума знают, и верят в ее надежность, глава украинского правительства перешел в активное наступление и призвал австрийский бизнес инвестировать в украинские реформы. В развитие украинского агропромышленного сектора, например. Тактика сработала - Меморандум о сотрудничестве в области сельского хозяйства между странами был подписан.
Следующим номером программы стала коммуникационная отрасль. "Давайте вместе построим автомобильную дорогу "Чоп-Львов", - заявил Н.Азаров, обращаясь к Федеральному канцлеру Республики Австрия Вермеру Файманну. При этом он добавил, что украинская сторона готова на 50% финансировать этот проект – ради хорошей дороги не жалко.
Н.Азаров также отметил, что Украина, которая владела крупнейшим на Дунае пароходством, поддерживает инициативу Дунайских стран относительно оптимизации использования этой транспортной артерии. "Мы поддерживаем также идею реконструкции ширококолейной железной дороги, - подчеркнул Н.Азаров. - Это вообще-то направление на Москву, но проходит оно через Украину; и это также хорошая транспортная коммуникация Австрия-Украина".
Реакция австрийской стороны на это предложение пока что неизвестна. По крайней мере, ни о каких подписанных договоренностях сообщений не поступало.
Но самой интересной стала попытка отговорить Австрию инвестировать в проект "Южный поток". Тема, конечно, не новая – к ней периодически возвращаются все наши политики. Так, недавно Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заявил, что "Южный поток" стоимостью в $20 млрд., который планируется построить в обход Украины, "совершенно не нужен" и "слишком дорогостоящий".
"Части этой суммы было бы достаточно для того, чтобы поднять возможности украинской трубопроводной системы на тот уровень, который необходим: с 120 млрд. кубометров газа в год до 180 млрд. ежегодно", - подчеркнул он.
В этот раз Н.Азаров говорил приблизительно в том же ключе. "Мы бы просили австрийскую сторону - я знаю о ваших переговорах с российским руководством - вместе с тем отнестись конструктивно к нашей идее, к нашему подходу", - сказал он.
По его словам, позиция Украины заключается в том, что строительство Южного и Северного потоков может привести к сокращению почти в два раза транзита газа через территорию Украины по украинской ГТС. "Это для нас потери. Это для нас крайне невыгодный вариант. Мы предложили ЕС и России, и, я надеюсь, что такая трехстороння встреча пройдет в ближайшем будущем, рассмотреть вопрос о реконструкции нашей южной сети газопроводов с тем, чтобы вложить в двадцать раз меньше средств в модернизацию наших южных газопроводов и выйти в ту же самую точку - город Бургас в Болгарии с тем же самым объемом газа, который планируется направлять по системе "Южного потока", - сказал Н.Азаров.
Кроме того, Премьер-министр Украины подчеркнул, что между Австрией и Украиной всегда были "очень хорошие" отношения.
Уже после окончания форма Н.Азаров отметил, что его словам нельзя расценивать как агитацию за принятие того или иного решения – это было предложение альтернативных путей развития ситуации. Австрии, мол, все равно, откуда получать газ, а украинской ГТС было бы приятно. При этом Н.Азаров отметил также, что реакция канцлера была вполне адекватной. Но повлияли на него доводы украинского Премьера или нет, пока не известно.
Вместе с тем, директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар считает, что решать, кого поддерживать - "Южный поток", "Набукко", или украинскую газотранспортную систему – будут австрийские компании и банки, а не вся Австрия в целом. Поэтому с такими вопросами нужно обращаться не к Австрии, как стране, а к компаниям и банкам, которые будут делать выбор. "Тем более, что этот маршрут хорошо известен еще с социалистических времен. В этом случае мессидж Премьера можно понять, но он будет иметь отклик только тогда, когда будет адресован не вообще Австрии, а конкретным потенциальным партнерам, которые сделают тот или иной выбор. Основываясь не столько на словах украинского Премьера, сколько на реалиях соответствующих бизнес-планов, на сравнении инвестиционного климата, последовательности политиков, так сказать, наличия спроса на том конце трубы и т.д.", - заверил эксперт.
Евгения МАЗУР
Источник: ЛIГАБiзнесIнформ