Как заявил глава Налогового комитета ВР Даниила Гетманцев, закон, который рынок ожидал в течение 10 лет, внедряет необходимые инструменты для развития финансовой инфраструктуры, а также создает условия для европейских правил игры.
Данный законопроект:
комплексно регулирует отношения, которые возникают на рынках производных ценных бумаг и деривативных контрактов;
устанавливает единые подходы к регулированию деятельности организаторов торговли;
устанавливает гарантии исполнения деривативных контрактов, в том числе общепринятых в развитых экономиках концепций окончательности расчетов и ликвидационного неттинга;
комплексно решает вопросы, связанные с защитой прав владельцев облигаций;
приводит в соответствие отечественное законодательство к законодательству Европейского Союза в части регулирования профессиональной деятельности на рынках капитала и др.
Как ранее отмечалось, законопроект №2284 имплементирует обязательные в ЕС требования актов MiFID II, MIFIR, EMIR. В части финансовой инфраструктуры документ предусматривает введение института оператора регулированного рынка для обеспечения централизованного заключения и исполнения соглашений, создание торгового репозитория (базы данных) для полноценного функционирования рынков деривативов и внедрение центрального контрагента для снятия рисков невыполнения соглашений и расчета по ним.
Кроме того, планируется создать модель Многосторонней торговой системы (MTF) - рынок для малого и среднего бизнеса и ввести гибкий рынок облигаций и деривативных контрактов - Организованную торговую систему (OTF).
Предполагается, что организаторы торговли вместо одной лицензии на фондовом рынке и при отсутствии таковых на товарном рынке будут выбирать из семи лицензий на рынках капитала и двух лицензий – на товарном рынке.
В части финансовых посредников запланирована трансформация торговца ценными бумагами в инвестиционную фирму по европейской модели, что позволит им официально оказывать инвестиционные консультации. Помимо того, предполагается расширить возможности таких фирм за счет связанных агентов, которые могут действовать от имени, в интересах, под контролем и за счет фирмы.
Проект закона также предусматривает внедрение дифференцированного подхода к лицензированию финансовых посредников, в соответствии с которым меньшая ответственность предполагает меньшие требования.