Выгодная экология

Выгодная экология

Как и ожидалось, в марте Украина восстановила полноценное членство в системе Киотского протокола. Но работа по "киотским" схемам позволяет не только торговать квотами на выбросы парниковых газов. ...

В первых числах марта ООН восстановила полноценное членство Украины в Киотском протоколе. "Украина представила ООН четкую вертикаль взаимодействия в деле соблюдения требований Протокола. А работа Национальной системы учета парниковых газов (ПГ) находится под личным контролем Президента и Кабмина", - отмечает глава Госагентства экологических инвестиций (ГАЭИ) Владислав Якубовский. Напомним, претензии к этой системе были одной из формальных причин приостановления участия Киева в киотской системе в октябре-2011, а главным поводом стали недостатки национального кадастра выбросов за 1990-2009 годы.

Согласно Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК), в систему которой и входит Киотский протокол, ведется учет 6 ПГ (углекислый газ CO2, метан CH4, гидрофторуглеводороды – ГФУ, перфторуглеводороды – ПФУ, оксид азота N2O, фторид серы SF6). В декабре на саммите РКИК в г. Дурбан (ЮАР) к базовой корзине добавился трифторид азота NF3.

Национальный интерес

"Отлучение" от киотских инструментов оказалось скорее профилактической мерой, призванной сделать Киев сговорчивее при торговле квотами на выбросы парниковых газов. Аналитики напоминают: наша страна лидирует на этом рынке (более 50% продаж в 2010-11 годах), но без особых лоббистских позиций, что и позволяет ее "наказывать". И, несмотря на лидерство в торговле квотами, Украина пока что реализовала их только на 300 млн евро, хотя могла бы намного больше, полагают собеседники МинПрома.

Так, по оценке министра экологии Николая Злочевского, основные покупатели, Япония и Евросоюз, активно торгуются за стоимость единиц сокращения выбросов (ЕСВ). Восстановление же полноправного участия в киотских схемах позволяет возобновить продажу квот; сейчас продолжаются переговоры с европейскими потребителями. К слову, отечественные предприятия не успели пострадать из-за формального зимнего «отключения» от протокола. В. Якубовский подтверждает, что ограничение привело лишь к отсрочке работы по киотским механизмам.

Впрочем, дело не только в ЕСВ. Есть 2 типа сотрудничества: проекты совместного осуществления (ПСО) по уменьшению выбросов, реализуемые в одной из стран Приложения I (куда входят развитые страны) за счет другой страны этого же Приложения. Сюда относится и торговля квотами, но не только. Второй тип – "механизмы чистого развития", когда участники Приложения I финансируют проекты в развивающихся странах. Украина входит в Приложение I.

По данным ГАЭИ, отраслевая структура распределения украинских ПСО напрямую связана со структурой самой эмиссии газов. 76% выбросов ПГ приходится на энергетику, в основном на сжигание топлива. А черная металлургия занимает в этой структуре примерно 7%, т.е. намного меньше. Однако эта отрасль является лидером по эмиссии в промышленности без учета ТЭК (наибольшие выбросы – при плавке чугуна).

В ГАЭИ считают, что ПСО может быть в горно-металлургическом комплексе намного больше, чем сейчас, и в их число могут войти все главные проекты реконструкции основного производства национальных меткомпаний, от многолетней "тянучки" с закрытием мартенов на "Запорожстали" до реорганизации прокатных мощностей на различных метзаводах. И, конечно, программы энергосбережения – запуск пылеугольных установок, когенерация, в т.ч. с использованием попутных газов, и др.

Так, среди ПСО – общее повышение энергоэффективности на МК "АрселорМиттал Кривой Рог", "Азовстали", Енакиевском МЗ. Министр Н.Злочевский убежден: деньги по этим и другим "киотским" проектам способны ощутимо поддержать металлургию.

Политолог и экономист Виталий Кулик уточняет: уже в 2012 году общая сумма ПСО в стране может достигнуть уровня в 1 млрд грн. или более. Притом значительная часть проектов придется именно на ГМК. Специалист отмечает: "Конкретная итоговая сумма будет зависеть не только от хода переговоров собственно по проектам, но и от общего фона отношений с Западом. С одной стороны, сейчас в этом плане есть определенные проблемы – но есть основания считать, что в течение года ситуация будет улучшаться; а это приведет и к активизации диалога по линии РКИК и Киотского протокола".

И буквально на днях Киев подал в ООН ежегодный отчет по выполнению своих обязательств в рамках РКИК. Проверка отчета независимыми экспертами Секретариата Конвенции начнется после 25 мая.

От саммита к саммиту

Тем временем продолжается лоббистская борьба вокруг дальнейшего формата "киотского" и "посткиотского" взаимодействия. На саммите в Дурбане решено продлить действие Протокола, однако эксперты считают данное решение промежуточным и временным. Так, по данным директора фонда Сarbon Investment Украина Виталия Федорченко, США по-прежнему настаивают на вхождении в договор ведущих развивающихся стран – Китая и Индии. При этом Япония, Канада, США и Россия требуют заключить полностью новое долгосрочное климатическое соглашение, нормы которого станут обязательными для участников.

Следующий саммит состоится в конце 2012 года в Катаре и обещает быть не менее напряженным. Так, будет определяться, на сколько же именно продлен Протокол (пока что это не решено). Кроме того, в современном варианте допускается перенос неиспользованных и непроданных квот на будущие периоды действия протокола, против чего активно выступают основные страны-потребители (прежде всего Евросоюз). Как известно, распад СССР, а также нынешний мировой экономический кризис привели к появлению значительного избытка квот. В частности, в бывшем соцлагере выбросы относительно базово-расчетного 1990 года упали в среднем вдвое, и излишек в несколько раз превышает рыночный спрос. В одной только Украине неиспользованный объем достигает 1,25 млрд тонн.

Еще одна проблема, по которой продолжается дискуссия, - усовершенствование рыночных инструментов "большого договора", будет ли это продолжение Киото или же новое соглашение. По словам В.Федорченко, ПСО и особенно механизмы чистого развития остро критикуются из-за бюрократизма и методологических проблем при реализации. По данным Всемирного банка, от начала разработки проекта до получения эффекта в среднем проходит почти 3 года.

Киев же остается на своей "смешанной" позиции. Поддержав продление Протокола, он в то же время выступает за обязательность любого будущего формата для стран-подписантов. Теперь, с восстановлением полноценного членства, отечественные лоббисты снова смогут активно продвигать свою позицию в РКИК, в том числе в преддверии будущего саммита в Катаре.

МинПром 

Читайте также