Вывести систему ЖКХ из кризисного состояния может лишь приход частных инвестиций

Вывести систему ЖКХ из кризисного состояния может лишь приход частных инвестиций

×
366

Вывести систему ЖКХ из кризисного состояния может лишь приход частных инвестиций

  • Сектор жилищно-коммунального хозяйства — потенциально интересное направление для бизнеса. На текущий ремонт жилищного хозяйства выделяется не более 10%. Поэтому без частных инвестиций тут не обойтись.

Григорий Семчук, первый заместитель министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства:

Сектор жилищно-коммунального хозяйства — потенциально интересное направление для бизнеса. В этом направлении можно и нужно зарабатывать. На балансе жилищно-коммунальных хозяйств находится около 25% всех основных фондов государства. Однако управление этими фондами чаще всего ведется неэффективно.

Реформирование ЖКХ началось в начале 90-х годов. В чем заключались эти реформы? Все хозяйственные предприятия, которые ранее были государственными, передали в коммунальную собственность. Фактически эта отрасль была пущена в вольное плавание абсолютно неподготовленной к новым рыночным условиям. Система управления к тому времени также особо не поменялась в сравнении с тем, что было во времена Советского Союза. Подходы к управлению остались те же, однако условия работы ЖЭКов резко изменились. В советское время в структуре оплаты коммунальных услуг поступления от населения занимали лишь 5%, остальные 95% компенсировались за счет государственного бюджета. Украинское государство от такого субсидирования отказалось. Вся ответственность за этот сектор была возложена на коммунальные и региональные органы власти.

Все эти факторы и привели отрасль к тому, что мы имеем на данный момент. Показатели работы жилищных хозяйств оптимизма не внушают. Только за 10 месяцев 2010 года убытки предприятий ЖКХ — более 2 млрд. грн. За указанный период дебиторская задолженность отрасли составила более 11,1 млрд. грн., причем практически вся эта сумма приходится на невыплаты со стороны населения. Очень сложная ситуация и с кредиторской задолженностью. Предприятия должны более 13 млрд. грн., из которых долги за энергоресурсы составляют около 6,6 млрд. грн.

В Украине критическое состояние жилищного фонда и инфраструктуры. Более 40% всех лифтов в Украине отработали свыше 25 лет. Более 37% сетей централизованного водоснабжения и водоотвода находятся в ветхом и аварийном состоянии (в 2006 году было около 34%). Чтобы провести модернизацию сетей, нужно вложить более 60 млрд. грн. У государства таких денег нет. Дабы остановить этот процесс разрушения, в отрасль необходимо срочно привлекать частные инвестиции, нужно проводить реформы. Если проанализировать, каким образом распределяются средства, полученные в виде коммунальных услуг от населения, мы увидим, что на текущий ремонт жилищного хозяйства выделяется не более 10%. Можно ли модернизировать отрасли за эти суммы? Конечно, нельзя. С целью усовершенствования системы управления отраслью министерство последовательно внедряет новые формы и механизмы. В жилье — эффективные формы управления жильем (создание ОСМД — объединений совладельцев многоквартирных домов, создание конкурентных условий на рынке ЖКХ путем реформирования существующих коммунальных предприятий и привлечения частных предприятий).

Уверен, что в современных рыночных реалиях альтернативы ОСМД нет. К сожалению, в Украине эта практика развивается не очень активно. Назову несколько цифр.

На 1 ноября 2010 года в Донецкой области было создано около 2140 кондоминиумов, в то время как в Днепропетровской — всего 682 объединения. Хотелось бы отметить, что министерство активно работает над решением проблемных вопросов, связанных с регистрацией и деятельностью ОСМД. Так, для снятия проблемных вопросов, связанных с регистрацией ОСМД, подписано совместное письмо с Госкомитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «О порядке регистрации ОСМД».

Другой формой привлечения эффективного управителя является передача объектов в концессию.

Павел Макаров, председатель правления банка «Кредит Днепр», участник форума:

У каждого из двух субъектов отношений — власти и бизнеса — свои инструменты работы. Власть формирует условия деятельности, инфраструктуру, бизнес создает рабочие места. В конечном итоге клиентом и власти, и бизнеса является человек. Несомненно, успех развития государства и региона, качество жизни людей зависит от того, как власть и бизнес строят экономические взаимоотношения между собой.

Уверен: основное условие формирования и роста конкурентоспособности Днепропетровской области и других регионов — баланс интересов граждан, власти и частного капитала. В результате благополучие региона определяется кредитоспособностью (благосостоянием) населения. К примеру, сегодня при рассмотрении любого инвестпроекта банк обязательно изучает вопрос о количестве новых рабочих мест, которые будут созданы в результате его реализации. Чем большее число рабочих мест создается — тем более устойчив такой проект с течением времени, тем эффективнее генерирует денежные потоки, создается баланс между частными и общественными интересами.

По материалам: ДЕЛО

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×