Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Новости

Вывести систему ЖКХ из кризисного состояния может лишь приход частных инвестиций

Вывести систему ЖКХ из кризисного состояния может лишь приход частных инвестиций

×
458

Вывести систему ЖКХ из кризисного состояния может лишь приход частных инвестиций

  • Сектор жилищно-коммунального хозяйства — потенциально интересное направление для бизнеса. На текущий ремонт жилищного хозяйства выделяется не более 10%. Поэтому без частных инвестиций тут не обойтись.

Григорий Семчук, первый заместитель министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства:

Сектор жилищно-коммунального хозяйства — потенциально интересное направление для бизнеса. В этом направлении можно и нужно зарабатывать. На балансе жилищно-коммунальных хозяйств находится около 25% всех основных фондов государства. Однако управление этими фондами чаще всего ведется неэффективно.

Реформирование ЖКХ началось в начале 90-х годов. В чем заключались эти реформы? Все хозяйственные предприятия, которые ранее были государственными, передали в коммунальную собственность. Фактически эта отрасль была пущена в вольное плавание абсолютно неподготовленной к новым рыночным условиям. Система управления к тому времени также особо не поменялась в сравнении с тем, что было во времена Советского Союза. Подходы к управлению остались те же, однако условия работы ЖЭКов резко изменились. В советское время в структуре оплаты коммунальных услуг поступления от населения занимали лишь 5%, остальные 95% компенсировались за счет государственного бюджета. Украинское государство от такого субсидирования отказалось. Вся ответственность за этот сектор была возложена на коммунальные и региональные органы власти.

Все эти факторы и привели отрасль к тому, что мы имеем на данный момент. Показатели работы жилищных хозяйств оптимизма не внушают. Только за 10 месяцев 2010 года убытки предприятий ЖКХ — более 2 млрд. грн. За указанный период дебиторская задолженность отрасли составила более 11,1 млрд. грн., причем практически вся эта сумма приходится на невыплаты со стороны населения. Очень сложная ситуация и с кредиторской задолженностью. Предприятия должны более 13 млрд. грн., из которых долги за энергоресурсы составляют около 6,6 млрд. грн.

В Украине критическое состояние жилищного фонда и инфраструктуры. Более 40% всех лифтов в Украине отработали свыше 25 лет. Более 37% сетей централизованного водоснабжения и водоотвода находятся в ветхом и аварийном состоянии (в 2006 году было около 34%). Чтобы провести модернизацию сетей, нужно вложить более 60 млрд. грн. У государства таких денег нет. Дабы остановить этот процесс разрушения, в отрасль необходимо срочно привлекать частные инвестиции, нужно проводить реформы. Если проанализировать, каким образом распределяются средства, полученные в виде коммунальных услуг от населения, мы увидим, что на текущий ремонт жилищного хозяйства выделяется не более 10%. Можно ли модернизировать отрасли за эти суммы? Конечно, нельзя. С целью усовершенствования системы управления отраслью министерство последовательно внедряет новые формы и механизмы. В жилье — эффективные формы управления жильем (создание ОСМД — объединений совладельцев многоквартирных домов, создание конкурентных условий на рынке ЖКХ путем реформирования существующих коммунальных предприятий и привлечения частных предприятий).

Уверен, что в современных рыночных реалиях альтернативы ОСМД нет. К сожалению, в Украине эта практика развивается не очень активно. Назову несколько цифр.

На 1 ноября 2010 года в Донецкой области было создано около 2140 кондоминиумов, в то время как в Днепропетровской — всего 682 объединения. Хотелось бы отметить, что министерство активно работает над решением проблемных вопросов, связанных с регистрацией и деятельностью ОСМД. Так, для снятия проблемных вопросов, связанных с регистрацией ОСМД, подписано совместное письмо с Госкомитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «О порядке регистрации ОСМД».

Другой формой привлечения эффективного управителя является передача объектов в концессию.

Павел Макаров, председатель правления банка «Кредит Днепр», участник форума:

У каждого из двух субъектов отношений — власти и бизнеса — свои инструменты работы. Власть формирует условия деятельности, инфраструктуру, бизнес создает рабочие места. В конечном итоге клиентом и власти, и бизнеса является человек. Несомненно, успех развития государства и региона, качество жизни людей зависит от того, как власть и бизнес строят экономические взаимоотношения между собой.

Уверен: основное условие формирования и роста конкурентоспособности Днепропетровской области и других регионов — баланс интересов граждан, власти и частного капитала. В результате благополучие региона определяется кредитоспособностью (благосостоянием) населения. К примеру, сегодня при рассмотрении любого инвестпроекта банк обязательно изучает вопрос о количестве новых рабочих мест, которые будут созданы в результате его реализации. Чем большее число рабочих мест создается — тем более устойчив такой проект с течением времени, тем эффективнее генерирует денежные потоки, создается баланс между частными и общественными интересами.

По материалам: ДЕЛО

Комментарии

comments powered by Disqus
Вверх

Задать вопрос

×