Крупнейшие предприятия Украины, которыми пока еще управляет государство, как будто заколдованы: все попытки выставить их на конкурс или даже провести аукцион в последние годы заканчиваются… ничем. Более того, все чаще их сопровождают скандалы, в результате чего страдают и сами объекты, и имидж государства в целом.
А ведь каждое правительство начинает год с наполеоновских планов продать что-то покрупнее да подороже. Вот только уже несколько лет подряд этим планам, размером в десятки миллиардов гривен, все никак не удается стать реальностью. Кроме того, с началом кризиса привлекательность многих госпредприятий заметно снизилась. И со временем лишь продолжает ухудшаться, поскольку дела у них, за редким исключением, идут не самым лучшим образом. В связи с чем многие эксперты отмечают, что затягивание с их приватизацией может обернуться еще и денежными потерями.
Самих «вкусных» объектов осталась буквально пара-тройка, вокруг них и происходят все события.
Громкие неудачи
Год назад, в последних числах сентября с треском была провалена продажа одного из самых многострадальных предприятий – Одесского припортового завода (ОПЗ). Итоги аукциона, который венчал собой почти семилетний приватизационный путь ОПЗ, признали недействительными из-за того, что устроителям – г-же премьер-министру и Фонду госимущества – не понравилась цена. Напомним, тогда со стартового уровня в 4,1 млрд. грн в результате торгов с шагом в 50 млн. грн стоимость ОПЗ быстро возросла до 5 млрд. грн, которые предложила фирма «Нортима». Но… Юлия Тимошенко тут же обвинила все три компании, участвовавшие в торгах, в ценовом сговоре. А и. о. председателя Фонда госимущества Дмитрий Парфененко даже озвучил цифру, на которую рассчитывали в правительстве: мол, адекватная цена завода составляет 8–9 млрд. грн. Торги признали несостоявшимися, а залоги из всех участников аукциона вернули лишь российской компании «Азот-Сервис», «дочке» «СИБУР Холдинга». Две украинские компании не смогли это сделать, даже несмотря на соответствующее решение суда. А нынешний глава ФГИ Александр Рябченко выразил сомнение в возможности вернуть компаниям «Нортима» и «Фрунзе-Флора» залог до того момента, пока ОПЗ не будет продан.
Другой непростой объект – «Лугансктепловоз». За последние 10 лет его уже трижды продавали, но предприятие так и не смогло обрести реального собственника. Два последних конкурса стабильно выигрывал Брянский машиностроительный завод, входящий в структуру российского Трансмашхолдинга. Однако последние судебные решения говорят о том, что продажа таки не состоялась. Причем даже невзирая на сильное потепление во взаимоотношениях между Киевом и Москвой и понимание, что без российских заказов предприятие не выживет. Просто мистика какая-то!
Естественно, когда государство несколько раз объявляет о продаже крупных предприятий, а результата все нет, это насторожит любого инвестора. Стоит ли ему ввязываться в такую приватизацию, если за последние пять лет, вопреки всем намерениям, ни один из крупнейших объектов так и не был чисто и законно продан? Не говоря уже о том, что с уже давно приватизированными заводами происходят малопонятные вещи в виде судебных исков к новым собственникам?
Не запутаться в проводах
Похоже, что последним шансом, который позволит реабилитироваться в глазах мирового экономического сообщества, мог бы стать конкурс по продаже еще одного украинского крупняка – ОАО «Укртелеком». Готовить его приватизацию начали 10 лет назад – осенью 2000-го. И в последние годы неоднократно собирались наконец дать старт приватизации госпакета из 92% акций. Но все время что-то мешало – то неблагоприятная конъюнктура, то политические палки в колеса. Еще этим летом первый вице-премьер Андрей Клюев говорил о том, что «на данный момент приватизация крупнейшей телекоммуникационной компании «Укртелеком» является несвоевременной, поскольку за нее не удастся получить высокую цену», а продавать компанию по минимальной цене он считал неразумным.
Но у нас все меняется очень быстро. И после встреч президентов и премьеров России и Украины Кабмин вдруг дал продаже «Укртелекома» зеленый свет. Стартовую цену в 10,5 млрд. грн финансовые аналитики считают справедливой и полагают, что компания может быть продана за 11–12 млрд. грн. А вот условия его приватизации вызвали немало вопросов. Так, будущему собственнику придется тянуть социальные функции госкомпании – телефонизацию сельской местности, где тарифы гораздо ниже городских, предоставлять услуги телеграфа, таксофонов и радиоточек. Также ему придется рассчитаться по дивидендам за 2007 год (к тому же с пеней) и некоторое время сохранять довольно обширный штат работников предприятия (сокращение будет чревато значительной компенсацией). Есть и подводный камень в виде немалой задолженности – около 2,5 млрд. грн, плюс выпуск облигаций на 275 млн. грн, который на момент выхода этого номера уже должен быть размещен.
Отдельный порог – это условие, по которому новый собственник не может больше чем на 25% принадлежать какому-либо государству. Эксперты отмечают, что это автоматически отсекает таких возможных претендентов, как «Связьинвест» и подконтрольный ей «Ростелеком», а также Deutsche Telekom, France Telecom, норвежский Telenor и шведская TeliaSonera.
Впрочем, наши оптимисты-чиновники и здесь не видят препятствий: так, глава ФГИ г-н Рябченко отметил, что компании Deutsche Telekom («мы бы хотели, чтоб этот инвестор принял участие в приватизации «Укртелекома») стоило бы подумать о… продаже своего пакета в 17%, который принадлежит госбанку развития KfW (еще 15% владеет правительство Германии). Мол, тогда они смогут поучаствовать в конкурсе, и деньги для этого у них таким образом появятся. Даже интересно: прислушаются ли немцы к этому совету, или у них иные соображения на этот счет? И вообще, странно, что всем остальным гостелекомам такого не посоветовали…
Продажа «Укртелекома» должна была существенно подкрепить доходную часть бюджета нынешнего года. Однако проведение конкурса 28 декабря не только может помешать участвовать иностранцам (25-го у них празднуют Рождество), но и автоматически перебросит вырученные средства на следующий 2011-й. Так что в этом году не будет ни денег, ни плана по приватизации. А, судя по условиям конкурса, самые высокие шансы на победу имеют группа СКМ (мобильный оператор life:) и телекоммуникационная компания Vega) и российская АФК «Система» (оператор МТС).
Как показывает опыт украинской приватизации, все еще может измениться, причем самым неожиданным образом. Хотя все понимают – в случае провала продажи «Укртелекома» от нашего инвестиционного климата может вообще ничего не остаться: индекс инвестпривлекательности, который рассчитывает Европейская Бизнес Ассоциация, снижается, а в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Украина за год опустилась еще на семь ступеней, отмечает политолог Александр Палий. И громкое заявление Виктора Януковича – за пять лет распрощаться с государственной собственностью – может утонуть в пустоте, образованной разуверившимися уходящими инвесторами.
По материалам: Профиль