Жизненный цикл бизнеса: критерии и ошибки

Жизненный цикл бизнеса: критерии и ошибки

Как избежать наиболее распространенных ошибок в управлении бизнесом на всех этапах его развития.

30 мая 2013 года пройдет авторский мастер-класс одной из самых успешных украинских бизнес-леди Ольги Гуцал, владелицы сети ювелирных салонов «Абрикос» и главы компании «Камион-Оил». Мастер-класс пройдет по теме «Трудности переходного возраста. Как избежать губительных ошибок в управлении растущим и зрелым бизнесом».
Ольга Гуцал считает, что путь любого бизнеса похож на человеческую жизнь со всеми ее этапами и кризисами. Неумение слышать основные сигналы изменений или даже игнорирование их ведут к краху бизнеса. Это происходит либо из-за застоя бизнеса, либо из-за его перегрева.
О. Гуцал рекомендует определить, на какой стадии жизненного цикла находится ваш бизнес, и учитывать следующие нюансы менеджмента:
Зачатие
Зачатие характерно не только для тела, но и для ума, и отнестись к нему надо соответственно. Если вы приняли решение создать собственный бизнес, вам необходимо осознать, что ваша жизнь кардинально измениться. Ваше желание должно быть сильнее ваших страхов. Все негативные эмоции – страх, вина, сомнение – продиктованы нам социумом. Сомнения являются хорошим признаком разума, но если вы чего-то сильно хотите – действуйте.
Беременность
Читайте. И очень много. Вы должны изучить ваш предмет, понимать процесс развития вашего бизнеса, представить его себе до мельчайших подробностей. Осознание процессе «творения» – это очень личный процесс, который нельзя разделить ни с кем. Вокруг вас всегда будут крутиться скептики, которые будут запугивать вас примерами неудач. Ваши ощущения – только им стоит доверять.
Роды
Собственно запуск производства, открытие своего бизнеса. Обычно на этом этапе все ваши планы перестают работать. Каждый конкретный бизнес уникален. Тут очень точна именно аналогия с младенцем – он не может выжить без вашей помощи и полон сюрпризов. Многие вещи придется переделывать прямо на ходу, принимая ответственность за каждое свое решение. Этот этап занимает примерно 4 года, пока бизнес, как и маленький ребенок, будет падать, болеть, а окружающие люди будут уверенны, что вы все делаете не так. Вам будет страшно, но заниматься бизнесом – это хорошо.
Детство
Время получения первой прибыли. Ваш «ребенок» уже научился обслуживать себя сам, и вы можете оставить его одного на какой-то период. Но расслабляться нельзя. Помните правило Парето: делите все 80 на 20. Вашему бизнесу понадобиться 80% энергии, но и вам нужно чем-то питаться, потому оставляйте себе 20%.
Юность
Бизнес стал достаточно самостоятельным. Вы имеете прибыль, интерес в деле и удовольствие от него, но нельзя пускать все на самотек. В рамках этого этапа ваш бизнес обзаводится топ-менеджерами, стремитесь расширить направления деятельности. Ведите себя крайне осторожно, не рискуйте напрасно в тех отраслях, о которых вы ничего не знаете. Если вы производите качественные бутылки, не стремитесь найти этикетки для них. Обычно на рынке уже есть кто-то, кто производит совместимые товары недорого и качественно. Идите только в ту отрасль, где вы компетентны.
Зрелость
Ваш бизнес уже самостоятелен, но его стратегию и мотивацию определяет собственник, а не команда топ-менеджеров. На данном этапе появится мысль «мне хватит». Если целью создания бизнеса была роскошная жизнь, возможность путешествий и поедание деликатесов – то бизнес долго не проживет. Решите для себя, какой бизнес вам нужен – «длинный» или «короткий». В зрелости стоит задуматься о старости.
Старость
Со стариками сложно – мир продолжает движение, а они застыли. Если создатель бизнеса не понимает происходящего, продолжая делать одно и то же, не получая прибыли, лучше просто тихо и за деньги идти в хорошо обеспеченную старость. Когда скорость компании перестает успевать со скоростью мира, лучше тихо уйти в сторону.
Смерть
Если вовремя не уйти в «старости» – ваш бизнес умрет. Если «смерть» была запланирована – все нормально. Но бизнес – это не человек. Его можно несколько раз возвращать в стадии юности и зрелости. Нужно искать ходы и быстрее думать. В Германии есть одна компания, которая производит пуговицы – она работает с XIII века и до сих пор обслуживает крупнейших производителей. В нашей власти сделать так, чтобы бизнес не состарился никогда.

Читайте также