Под давлением SpaceX Илона Маска крупнейшие европейские производители спутников решили отложить давние разногласия и объединиться в слиянии стоимостью $7 млрд, которое некоторые инсайдеры уже окрестили Project FOMO («страх упустить возможность»).
Проект, официально известный под кодовым названием Project Bromo, стал результатом переговоров между Airbus, Thales и Leonardo. Его название отражает опасения европейских компаний «остаться в стороне» на рынке, где сегодня доминируют SpaceX со своей сетью Starlink и новые мегасозвездия спутников в Китае.
«Такое слияние трёх крупнейших европейских космических компаний было бы немыслимым десять лет назад, но сейчас конкуренция между Airbus и Thales гораздо менее важна, чем конкуренция между Европой, США и Китаем», — отметил Калеб Генри, директор исследований в консалтинговой компании Quilty Space.
Слияние объединит два совместных предприятия Thales и Leonardo — Thales Alenia Space и Telespazio — со спутниковым бизнесом Airbus, а также с рядом более мелких активов.
Airbus и Thales ранее уже рассматривали возможность сотрудничества, но Еврокомиссия тогда выражала скептицизм, а политическая воля к объединению была слабее.
За последние пять лет европейский рынок геостационарных спутников сократился вдвое, поскольку дешёвые аппараты для низкой околоземной орбиты заполнили рынок.
После вторжения России в Украину и роста напряжённости в отношениях с США Европа активизировала усилия по укреплению собственных оборонных и космических возможностей.
Критическим моментом стали убытки Airbus в проекте OneSat — спутниках нового поколения с программируемой архитектурой. В 2024 году генеральный директор Airbus Гийом Фори назвал эти убытки «неприемлемыми» и инициировал масштабную реформу оборонно-космического подразделения.
«Объединиться или исчезнуть»
Один из участников переговоров отметил, что Airbus, Thales Alenia Space и Telespazio «воспользовались моментом, чтобы заявить: мы все страдаем и должны конкурировать с миром, а не друг с другом».
Другой источник добавил: «Существовало общее понимание, что это необходимо всем. Впервые возобладала логика — либо действовать, либо умереть».
Переговоры по оценке активов были сложными, однако сторонам удалось преодолеть политические разногласия, которые часто сопровождают европейские аэрокосмические проекты.
Вызовы: регуляторы, конкуренция, время
Аналитики отмечают, что объединение может оказаться запоздалым, ведь Европа уже утратила позиции в космической отрасли. Сейчас компании должны разработать новую систему защищённой спутниковой связи IRIS², а процесс интеграции может занять не менее двух лет.
«Я считаю, что это произошло слишком поздно. Компания будет занята консолидацией именно в тот период, когда нужно проектировать IRIS²», — прокомментировал консультант по спутниковым технологиям Кристиан фон дер Ропп.
OHB готовится к антимонопольной битве
Генеральный директор немецкой спутниковой компании OHB уже назвал сделку «угрозой», заявив, что она может подорвать совместные заявки OHB и Thales на государственные тендеры.
Чтобы заручиться поддержкой, Airbus, Thales и Leonardo призывают европейских регуляторов учитывать глобальный контекст, а не только концентрацию рынка в пределах ЕС, подчёркивая, что космический сектор имеет мировой масштаб и стратегическое значение для технологического суверенитета Европы.
Перспективы и риски
Европа надеется, что консолидация позволит увеличить долю на мировом рынке и избежать новых сокращений персонала (после объявленных в 2024 году 3 000 увольнений).
«Не думаю, что нужно снижать мощности. Их следует сохранять, потому что они ещё пригодятся», — отметил аналитик Nick Cunningham из Agency Partners.
Вопрос управления (governance) остаётся открытым: стороны обещают «сбалансированную модель», однако именно распределение власти в будущей структуре определит успех этого беспрецедентного трёхстороннего слияния, которое планируется завершить к 2027 году.