Европейские лидеры приняли принципиальное решение открыть собственные антикризисные резервы (€700 млрд) для прямой помощи проблемным банкам и правительствам без жестких дополнительных условий. Испания и Италия, выступившие на саммите единым фронтом с Францией, сумели продавить это решение — несмотря на ожесточенное противодействие Германии. ЕС при отсутствии других решений возвращается к испытанному рецепту — залить пожар краткосрочных проблем деньгами. Как показали два с половиной года долгового кризиса, при отличной краткосрочной реакции рынков на подобные решения денег на спасение всех рано или поздно перестает хватать.
Главы европейских государств, севшие за стол переговоров в середине дня в четверг, сумели достичь определенного компромисса только к раннему утру пятницы. Премьер-министры Испании и Италии Мариано Рахой и Марио Монти прибыли в Брюссель с четким намерением добиться от своих коллег помощи в рефинансировании долгов. В последнее время доходность по итальянским и особенно испанским облигациям резко повысилась, и перед третьей и четвертой по величине экономиками Европы возникли реальные перспективы пойти по «греческому пути». Первый день саммита, как изначально планировалось, должен был быть посвящен разработке программы стимулирования экономического роста. К полуночи такой план был составлен: в экономику европейских стран в ближайшее время предполагается инвестировать €120 млрд. Европейский инвестиционный банк, чей капитал будет увеличен на €10 млрд, предоставит в рамках этого плана €60 млрд, еще €55 млрд предполагается получить за счет неиспользуемых бюджетных программ ЕС, а оставшиеся €5 млрд составит дебютный выпуск проектных облигаций союза (для инвестиций в инфраструктуру). Когда параметры программы были уже согласованы, Италия и Испания отказались ее утверждать, требуя от партнеров, прежде всего от Германии, одобрить быстрые меры для облегчения ситуации на долговом рынке. К «южным странам» примкнула Франция. В итоге немецкий канцлер Ангела Меркель вынуждена была пойти на уступки.
Проблемные страны добились двух важных для себя решений. Во-первых, антикризисный европейский фонд (EFSF, а с середины июля ESM) получит право напрямую оказывать помощь проблемным банкам еврозоны, минуя местные правительства. Формально такая возможность появится лишь со следующего года — к этому времени европейцы должны создать единый банковский регулятор, который и будет решать вопрос о проведении рекапитализации. Судя по всему, осуществлять надзор над этим регулятором будет Европейский центробанк. Тем не менее испанские банки, испытывающие большие трудности в привлечении капитала, смогут получить обещанные им €100 млрд уже в ближайшее время. Таким образом, проблемы банковского сектора будут решаться на общеевропейском уровне, а не станут головной болью отдельных правительств. Существенным моментом для рынка является также то, что полученные от ESM кредиты не будут иметь преференциального статуса и банки должны будут возвращать их наравне со своими обязательствами частному сектору.
Вторая и наиболее важная немецкая уступка заключается в том, что европейский антикризисный фонд будет активно действовать на долговом рынке, скупая облигации проблемных европейских стран и облегчая им доступ к финансированию. В заявлении по итогам первого дня саммита этот аспект сформулирован довольно размыто: там подчеркивается намерение европейских стран использовать EFSF/ESM для «укрепления финансовой стабильности в зоне евро, в частности, путем гибкого и эффективного использования существующих инструментов для стабилизации рынков стран-членов». Марио Монти был более откровенен, пояснив по итогам встречи, что члены еврозоны смогут запросить помощь у антикризисного фонда в обмен на меморандум о взаимопонимании. В этом меморандуме страна должна зафиксировать свои текущие бюджетные цели и график их достижения. Однако это не будут жесткие обязательства, как в предыдущих соглашениях о внешней финансовой помощи с Грецией, Португалией и Ирландией. «Страны, которые желают воспользоваться возможностями этого стабилизационного механизма, смогут это сделать без дополнительных обязательств или программы и без надзора со стороны тройки (ЕС, МВФ и Еврокомиссия.— “Ъ”)»,— приводит Reuters слова итальянского премьера. Марио Монти отметил при этом, что сама Италия пока не собирается просить о подобной помощи. Агентом ESM по выходу на долговой рынок будет ЕЦБ.
Таким образом, европейская периферия сможет получить практически свободный доступ к €700 млрд антикризисных средств (€500 млрд ESM плюс €200 млрд оставшегося свободного объема EFSF). Вопрос теперь в том, надолго ли хватит этих денег. На помощь испанским банкам будет выделено €100 млрд, хотя существует вероятность, что в реальности потребуется меньшая сумма. В этом году Италии и Испании предстоит выплатить только по текущему долгу примерно €320 млрд и €140 млрд соответственно (без учета процентов). Кроме того, бюджеты обеих стран сверстаны с дефицитом, что означает дополнительные заимствования. Также необходимо иметь в виду, что из всего объема ESM только €80 млрд являются «живыми» деньгами, то есть взносами стран еврозоны. Остальной объем планируется привлечь на рынке, который может потребовать премию за риск. Напомним, ранее агентство S&P понизило кредитный рейтинг EFSF с максимального уровня до АА+, а доходность бондов фонда хронически выше доходности по эталонным немецким гособлигациям.
Тем не менее пока рынки охвачены эйфорией. Миланская биржа закрылась в пятницу ростом на 6,59%, биржа Мадрида — на 5,1%. Августовский фьючерс на Brent подорожал к 20:00 мск на 4,4% — до $95,4 за баррель. Евро укрепился к доллару почти на 2% — до отметки 1,27. Аналитики склоняются к мнению, что такая реакция связана с изначально заниженными ожиданиями от саммита. Между тем в долгосрочном плане европолитики никаких конкретных прорывных решений не предложили. План по дальнейшей фискальной интеграции, который активно поддерживается Германией, решено проработать и представить первые детальные предложения на саммите в октябре. В частности, президент ЕС совместно с главами Еврокомиссии, Еврогруппы и ЕЦБ должны определить, потребуются ли для реформы союза изменения Лиссабонского договора.
По материалам: Investfunds