Азия заманивает инвестиционные банки и luxury-компании

Азия заманивает инвестиционные банки и luxury-компании

Азия становится центром популяции миллионеров и миллиардеров, заставляя бизнес мигрировать в КНР и другие страны региона, сообщает ИнвестГазета

 Робин Ли, этнический китаец, основал поисковую интернет-систему Baidu в 2000 году. Сегодня китайский аналог Google занимает 70% местного рынка, а его владелец, обладатель состояния в $9,4 млрд. - первую строчку в списке самых богатых китайцев в мире и 95-ю в рейтинге миллиардеров Forbes.

История Робина Ли - не уникальна для Китая. В 2010 году Поднебесная дала миру 98 миллиардеров и почти 58 тыс. миллионеров. Но все же Ли вполне подходит на роль такого себе символа нынешних обладателей шести и больше нулей. Символа того, что главным ареалом их обитания уверенно становится Азия. Население стран этого региона богатеет самыми быстрыми темпами, переманивая тем самым в свои государства инвестиционные банки и luxury-компании.

Ареал обитания Еще лет так двадцать назад главной средой обитания homo millionerus были Калифорния, Монако и Лазурный берег. Однако в последнее десятилетие наблюдается усиленная миграция «вида» с запада на восток. Уже сегодня основными ареалами обитания богачей становятся Гонконг, Пекин и Нью-Дели.

Согласно исследованию World Wealth Report 2011, подготовленному компаниями Capgemini и Merrill Lynch Wealth Management, сегодня типичный обладатель шести и более нулей - это араб или азиат, состояние которого в среднем составляет $3,9 млн. инвестируемого капитала. И это - не учитывая стоимости основного места проживания обладателя нулей, его предметов коллекционирования и товаров потребления. Правда, азиаты уступают арабам в «капитализации». Если среднее состояние магната с Ближнего Востока составляет $4,3 млн., то средний дальневосточный миллионер обладает лишь $3,3 млн. Но зато в Азии проживает миллионеров в восемь раз больше, чем на Ближнем Востоке - 3,3 млн. против 400 тыс. человек.

Различие - качество и количество - homo millionerus в зависимости от выбранных мест обитания связано с источником доходов. Ближневосточные представители вида формируют «стаи» вокруг месторождений нефти и газа, поэтому высокие доходы концентрируются возле немногочисленных месторождений энергоресурсов, что и объясняет немногочисленность местных богачей. В то же время азиатские представители вида, сконцентрированные в Китае и других развивающихся странах региона, формируют свой капитал не на экспорте дорогого энергетического сырья, а на производстве на основе дешевой рабочей силы. Именно поэтому в той же КНР из 115 миллиардеров, по версии Forbes, 10 сколотили состояние в обрабатывающей промышленности.

Еще одна причина подобной разницы - в высоких темпах роста азиатских стран и, соответственно, их внутренних рынков. По мере роста уровня благосостояния местных жителей их запросы растут. Вместе с ними растут и различные потребительские отрасли, а также рынок жилой недвижимости. Это объясняет тот факт, что еще 15 китайских миллиардеров разбогатели на недвижимости, 14 - на фармацевтике, 10 - на розничной торговле. Кстати, по той же причине именно в Азии число миллионеров растет стремительнее всего в мире. Всего за один прошлый год из категории среднего класса в разряд миллионеров перешли 300 тыс. жителей этого региона. Особенно постарались Гонконг, Вьетнам и Шри-Ланка.

Следуя инстинктам Постепенное перемещение homo millionerus на Восток приводит к тому, что обжитые места покидают и их вечные спутники - luxury-компании. Стремительно богатеющие азиаты являются неисчерпаемым источником роста спроса на роскошь и толкают компании luxury-сегмента на освоение новых территорий. По данным консалтинговой компании Bain & Company, в 2010 году в одном лишь Китае продажи товаров класса люкс выросли на 30%. В США за тот же период рост рынка luxury составил лишь 14%, в Европе - всего 4-7%.

Именно поэтому сегодня в Китае уже присутствуют две трети всех мировых luxury-брендов. Один лишь модный дом Louis Vuitton за последние два года открыл здесь 27 магазинов в 22 городах. Автомобильный бренд Bentley также имеет уже 11 дилерских центров. Активно расширяют свое присутствие в Азии и другие luxury-бренды - модные дома Chanel, Versace, Gucci, Giorgio Armani, Hermes и Prada, автомобильные компании Ferrari, Bentley и Aston Martin, часовые бренды Cartier и Omega, ювелирные производители Tiffany, Bulgari и De Beers Diamond Jewellers и многие другие.

К активной экспансии на восток всех их подталкивает и то, что со временем, по мере насыщения рынка, мировой спрос на роскошь будет расти все медленнее. Но не в Азии. Здесь он по-прежнему будет очень высоким и, таким образом, станет основным генератором выручки для международных люксовых компаний. Уже в следующем году Китай, по прогнозам World Luxury Association, вытеснит Японию с пьедестала крупнейшего потребителя luxury в мире. Но на этом Пекин не остановится и будет продолжать наращивать потребление предметов роскоши на 20-25% в год.

Для бизнеса такие тенденции - четкий сигнал о том, куда стоит расширяться. Именно поэтому в первой половине июня в китайском городе Тяньцзинь прошла Международная выставка роскоши (Tianjin International Luxury Exhibition), где китайских клиентов завлекали 80 производителей люксовой продукции - от автомобилей, яхт и ювелирных украшений до предметов коллекционирования и антикварной мебели. Все они хотят испытать на себе тот эффект от работы здесь, который уже испытывают, скажем, концерн LVMH Moët Hennessy - Louis Vuitton или модный дом Prada. В то время как американские продажи концерна LVMH за прошлый год выросли на 14%, европейские - на 12%, его азиатский сегмент (без учета Японии) увеличился на 20%. Рост китайских продаж модного дома Prada за январь-сентябрь 2010 года и вовсе составил 51%.

Специфика питания Хотя нынешняя популяция homo millionerus и является настоящим денежным концентратом, но, рожденная кризисом или прошедшая через него, она отличается особой консервативностью при выборе объектов капиталовложения. Пока неспокойные экономические времена не остались за спиной, обладатели высокой чистой стоимости предпочитают вкладывать деньги главным образом в безрисковые источники - в наличные средства, банковские депозиты и инструменты с фиксированной доходностью. Особенно опасаются рисков японские миллионеры - они держат в таких инструментах 55% своего капитала.

Правда, в целом в мире консерватизм начинает понемногу уступать дорогу докризисным инвестиционным стратегиям. Уже к концу 2010 года доля акций в инвестпортфелях миллионеров по всему миру выросла с 29 до 33%. По прогнозам Capgemini и Merrill Lynch Wealth Management, в следующем году эта цифра увеличится до 38%. В то же время доля депозитов и наличных средств в капиталовложениях уменьшится с 17% в 2009 году до 11% в 2012-м. При этом до сих пор, несмотря на кризис, главными поклонниками более рисковых инвестиций в акции были американские миллионеры, вложившие в бумаги 42% своего капитала. Но в следующем году и инвесторы из других стран будут постепенно присоединяться к ним в попытке компенсировать кризисные потери за счет выигрышей от быстрорастущего фондового рынка.

Кроме того, мировые инвесторы-миллионеры станут уделять меньше внимания недвижимости, куда на протяжении кризиса они стабильно вкладывали 18-19% капитала. Так, за высокой доходностью вложений в эти компании перестанут, наконец, гнаться азиатские богачи. В прошлом году они инвестировали в рынок недвижимости 31% своих средств и тем самым внесли немалую лепту в надувание пузыря на региональном рынке недвижимости (в особенности жилой).

Теперь их внимание начнут привлекать и альтернативные инвестиции. Пока что отдельные виды альтернативных инвестиций пользуются спросом лишь со стороны ограниченных групп богатых инвесторов. Так, сырьевым товарам предпочтение отдавали богачи из США и Канады, хеджевым фондам - жители Латинской Америки, валюте - японцы, структурированным продуктам - остальные азиаты и австралийцы. Но по мере ослабления посткризисных настроений сырьевые товары и валюта вновь обретут былую популярность для инвестиций со стороны богатых людей по всему миру.

Кстати, несмотря на ярко выраженную консервативность современных миллионеров, в вопросе географии инвестирования они далеко не так щепетильны. Они вкладывают как в развивающиеся рынки - в поисках высокой доходности, так и в свои внутренние рынки - в поисках надежной доходности. Так, в то время как фондовый индекс для развитых стран MSCI Developed Market Index в 2008-2010 годах вырос на 39%, его аналог для 26 развивающихся экономик MSCI Emerging Market Index - на 104%. Этим объясняется то, что за январь-ноябрь 2010 года инвесторы вложили рекордные $80 млрд. в фонды акций и $34 млрд. в фонды облигаций на развивающихся рынках. Но высокую доходность этих инвестиций инвесторы компенсируют грамотной диверсификацией рисков, в том числе вложением во внутренние рынки. Для Северной Америки доля таких вложений достигает 68% от всего объема инвестирования, для Азии - 57%. Хотя исключением из этого правила являются миллионеры из Европы и Латинской Америки. Они большую часть своих средств предпочитают вкладывать не в свои рынки, а в растущие после кризиса американские.

Симптомы выздоровления О том, что время кризиса для миллионеров мира осталось позади, можно судить не только по тому, что их инвестиционные стратегии теряют консервативность, но и по тому, что все чаще миллионеры/миллиардеры начинают позволять себе эмоциональные инвестиции.

В феврале неизвестный китайский бизнесмен приобрел изготовленную на заказ машину Fiat 500 за 500 тыс. евро. Необыкновенная цена для такого авто объясняется тем, что оно покрыто краской с частицами 24-каратного золота, его салон отделан тиковым деревом, а в приборную панель вмонтирована инкрустированная бриллиантами док-станция для iPod.

Владелец этого диковинного авто - вполне в тренде. Больше всего средств - около 27% от общей суммы эмоциональных инвестиций - богачи сегодня выкладывают на коллекционные предметы роскоши - автомобили, лодки, самолеты, а главные любители таких вложений прописаны в развивающихся странах - азиатских, ближневосточных, а также в России. В 2009 году для российского миллиардера Романа Абрамовича, обладателя целой яхт-флотилии, была специально построена самая длинная яхта в мире под названием Eclipse. Это судно длиной 162,5 метра и стоимостью более $500 млн. включает подлодку на 12 мест с пуленепробиваемыми стеклами, противоракетную систему обороны, 20 морских скутеров, 16-метровый бассейн, команду из 70 человек, кинотеатр, танцзал и даже винный погреб.

Почти столько же денег миллионеры тратят и на предметы искусства. Правда, их почитатели обитают преимущественно в других «ареалах» - Европе и Латинской Америке. Азиаты, особенно китайцы, также не пренебрегают коллекционированием картин, но отдают предпочтение местным художникам. В апреле этого года на аукционе Sotheby по современному азиатскому искусству была продана самая дорогая китайская картина - «Длящаяся вечно любовь» Чжан Сяогана стоимостью $55 млн.

Остальные средства богачей уходят на ювелирные украшения, дорогие часы, коллекционирование - от монет и вина до антиквариата, и, конечно, спорт. Многим миллиардерам, к примеру, нравится иметь «карманный» футбольный клуб. Правда, как и во многом другом, такие предпочтения свойственны представителям развивающихся стран. Украинский миллиардер Ринат Ахметов не налюбуется своим ФК «Шахтер», россиянин Роман Абрамович взял под свое крыло ФК «Челси», другой русский миллиардер Сулейман Керимов - махачкалинский ФК «Анжи», эмиратский шейх Мансур - ФК «Манчестер Сити». И даже более скромные по размеру своих состояний азиаты уже засматриваются на спортивные инвестиции за рубежом. Например, в прошлом году о желании купить британский футбольный клуб «Ливерпуль» заявил китайский интернет-магнат Жу Жун, уже владеющий ФК Shanghai Shenhua.

Источник: ИнвестГазета

Читайте также