На каждой автозаправке — по десятку альтернативных биологических видов топлива для различных автомобилей, чьи выхлопы довольно приятно пахнут жареным подсолнечником. Традиционный бензин считается ничем не оправданной роскошью, и ездят на нем только мажоры-ретрограды. Конкурирует с «альтернативщиками» только концерн «Термояд», поставляющий для автомобилей специальные аккумуляторы, но к нему доверия нет после серии взрывов на термоядерных станциях. Такое будущее нас ожидает лет через 50, если верить фантастическому роману Яны Дубинянской «Н2О».
Действительно, производство биотоплива в мире начинает бурно развиваться именно в те периоды, когда мировая цена на нефть растет. В 2011 году после стремительного удорожания энергоресурсов тема производства топливного этанола и биодизеля из аграрной продукции снова становится актуальной. Для вертикально интегрированных компаний, контролирующих биотопливную цепочку, включающую выращивание на собственных полях сахарной свеклы или кукурузы, спиртзавод, мини-нефтеперерабатывающий завод и мощности по смешиванию этих компонентов, этот бизнес будет приносить немалый доход.
Этанол разбушевался
На биодизель в ближайшее время внутреннего спроса не будет, предполагает аналитик консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. «В Европе существуют слишком большие дотации для производителей биодизеля, и поэтому цена на экспорт рапса очень высока: 4,9-50 тыс. грн. за тонну. Это даже выше, чем можно было бы заработать, перерабатывая рапс в пищевое масло, на котором прибыльность всегда выше, чем на топливе», — считает она.
Поскольку Украина вряд ли в ближайшее время будет дотировать биотопливо в таком объеме, как Европа, более высокие шансы для развития имеет производство топливного этанола, который может производиться из отходов сахарных заводов или из зерна, преимущественно кукурузы. Правда, сейчас продукция отечественных спиртзаводов — одна из самых дорогих в мире из-за государственной монополии на этот сектор, означающей отсутствие инвестиций. Потому биотопливные ассоциации постоянно твердят о необходимости приватизации этой отрасли.
Биотопливо против традиционного топлива
Цена фьючерса на этанол (CBOT, синий) и на газолин (NYMEX, зеленый), $/галлон
Источник: CME Group
Но с нынешними ценами на бензин биотопливо удается выпускать даже государственным спиртзаводам. Наиболее известные производители топливного спирта — Гайсинский, Лохвицкий, Барский и Лужанский заводы. Их продукция добавляется в прямогонные или низкооктановые бензины в количестве 35-40%. «Это довольно выгодное соотношение, поскольку топливо, в котором биологическая доля составляет более 33%, согласно украинскому законодательству, освобождается от уплаты акциза. Более высокую концентрацию биодобавок делать рискованно — не все собственники автомобилей на это готовы», — говорит Виталий Давий, президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии.
Крупный бизнес темой биотоплива тоже интересуется. Так, группа «Континиум» Игоря Еремеева (сеть заправок WOG) приобрела недостроенный завод «Корон-агро», но пока производство так и не наладила. А один из богатейших отечественных аграриев, собственник агрохолдинга «Авангард» и Ukrlandfarming Олег Бахматюк собирается выращивать кукурузу для последующей переработки в топливо на мощностях, приобретенных во время поглощения компании «Дакор». Некоторые другие аграрные холдинги также заявляли о намерениях запустить подобные производства, но их продукции на рынке пока нет.
По оценкам Богдана Кочирко, заведующего лабораторией государственного НИИ «МАСМА», специализирующегося на технологиях производства биотоплива, строительство мини-НПЗ может обойтись в сумму около $5 млн., а вот оборудование для смешивания мощностью до 20 кубометров в час — всего порядка $15 тыс. Правда, нужна еще хотя бы нефтебаза, на которой и будет осуществляться смешивание.
$15 тысяч стоит установка для смешивания спирта с бензином. Это — минимальная инвестиция для производителя биологического топлива
Украинский рынок биотоплива пока не сформирован. Его только начинают в небольших количествах производить отдельные энтузиасты, которые обладают необходимым оборудованием и техническими условиями. Обычно они выставляют цену на топливо с биодобавками на 10-15 копеек за литр ниже, чем на традиционный бензин. Либо же не признаются, что бензин содержит биокомпонент, и отпускают его под видом обычного. Так, некоторые участники рынка подозревают, что несколько тысяч тонн содержащего спирт бензина ежемесячно вырабатывается даже на Кременчугском НПЗ. Однако пресс-секретарь компании Сергей Биленький это отрицает.
Второй крупный игрок рынка — «Азовская нефтяная компания», контролирующая мини-НПЗ в Мариуполе. Она наладила производство топлива под маркой Innovative Е95 с октановым числом 95 единиц. Свой бензин они смешивают с этанолсодержащей присадкой Лужанского спиртзавода в Черновицкой области, а также с другими присадками и добавками. В планах компании — увеличить производство альтернативного топлива до 20-30 тыс. тонн в год. «Реализация нашей продукции начата в Донецкой области, нами подписаны соглашения с сетью АЗС, на которой началось изучение потребительского мнения относительно нашего топлива. Ценовая политика определена ниже, чем традиционный бензин марки А92», — отмечает генеральный директор «Азовской нефтяной компании» Андрей Чередников.
Схема работы
вертикально интегрированной компании по производству биотоплива
Следующий по объемам производства участник рынка — Шебелинский газоперерабатывающий завод ГП «Укргазвыдобування», который запустил производство биотоплива в середине марта 2011 года и до конца месяца успел выпустить его около 600 тонн, а теперь наращивает объемы. По словам пресс-секретаря компании Геннадия Кобаля, предприятие работает по давальческой схеме: некий заказчик привозит этанол, а получает продукцию, содержащую около 30-40% биологического компонента. В 2008 году завод работал по аналогичной схеме с государственным ТД «Этанол», но в этом ведомстве отмечают, что больше топливом не занимаются, а технические условия выкупила у них частная структура.
Биотопливо уже доступно на АЗС Донецкой области. Цена литра — на 10-15 копеек дешевле А-95
Более высокое содержание этанола планируется в топливе E85, которое собирается выпускать ГК «Техинсервис», построившая на пяти государственных спиртзаводах установки по обезвоживанию этанола и уже запустившая в работу Наумовский завод. «Пока что мы производим собственно топливный этанол, который денатурируем, согласно законодательству, одним процентом бензина А-80. Но с лета 2011 года запустим производство Е-85», — рассказывает коммерческий директор «Техинсервиса» Янина Прохоренко. Этот продукт, как ожидается, будет продаваться примерно на 15-20% дешевле традиционного А-95, но будет иметь октановое число около 109. Такая цена, по словам представительницы предприятия, от стоимости у конкурентов отличается незначительно. Соответственно, сегодня Наумовский завод загружен полностью, а на продукцию Хоростковского завода, который скоро будет запущен, уже сформировалась очередь из будущих клиентов. Эти два предприятия смогут выпускать 36 тыс. тонн топливного этанола в год, а все пять заводов — 125 тыс. тонн в год. Свекольную патоку предприятие покупает на украинских сахарных заводах, но объемы их поставок недостаточны для работы всех пяти предприятий круглогодично вследствие того, что большое количество сырья экспортируется. Бензин А-80 они покупают на свободном рынке, поскольку его пока требуется немного.
Что такое биотопливо
$15 тысяч стоит установка для смешивания спирта с бензином. Это — минимальная инвестиция для производителя биологического топлива Чаще всего используются смеси из бензина и топливного этанола — обезвоженного денатурированного спирта, а также биодизель, являющийся, по сути, рапсовым маслом. Этанол завозится в европейские страны преимущественно из Бразилии, где его гонят из сахарного тростника. Это самое дешевое сырье, и конкурировать с ним редко удается другим производителям. С низкооктановым бензином его смешивают в разных пропорциях, в зависимости от того, кому собираются продавать. Ведь инжекторные двигатели могут на нем работать без перенастройки в объемах приблизительно до 40-50%, а карбюраторные — при меньших. Также достаточно распространено топливо, в котором 85-90% этанола: под него мотор адаптируют. Этанол повышает октановое число топлива, но уменьшает теплотворную способность, соответственно, двигатель работает глаже, но слабее. Кроме этанола в бензин добавляют и другие кислородсодержащие вещества, повышающие октановое число. Наиболее известное из них — этилтретбутиловый эфир, который является намного более экологичной присадкой, чем традиционные металлсодержащие соединения.
Напротив, биодизель в Европе часто имеет украинские корни, поскольку его производят из выращенных в нашей стране семян рапса. 98% этого сырья из Украины экспортируется, а для внутренних потребностей не используется. Оставшиеся 2% — это в основном топливо, которое сельхозпроизводители изготавливают из рапса для собственной техники и на открытый рынок не поставляют.