О неоконченном кризисе, будущем Европы и переговорах о вступлении Украины в ЕС

О неоконченном кризисе, будущем Европы и переговорах о вступлении Украины в ЕС

4 апреля открылся фестиваль «Французская весна», который ежегодно устраивает посольство Франции в Украине.

4 апреля открылся фестиваль «Французская весна», который ежегодно устраивает посольство Франции в Украине. И в тот же день с публичной лекцией выступил известный французский экономист — Доминик Стросс-Кан. На родине свою репутацию он заработал, когда был министром экономики и финансов в 1997-1999 годах. В 2007-2011-х Стросс-Кан возглавлял МВФ, и именно при нем организация вернула былой авторитет и влияние, а экономист получил мировую известрость.

В Украину Доминика Стросс-Кана пригласил Фонд Виктора Пинчука. Во время двухчасовой лекции в Дипломатической академии, куда пришли не только студенты, но и бизнесмены, и политики, Стросс-Кан высказал свое мнение о глобальном кризисе и дал несколько советов Украине.

Кризис не закончился

Не надейтесь, что худшее осталось позади. Это иллюзия, которую создали хорошие краткосрочные показатели, отсрочка дефолта Греции и новости из США. Большинство финансовых проблем, с которыми мир столкнулся за прошедшие несколько лет, не были решены — особенно на глобальном уровне. Международные потоки капитала, как и раньше, очень волатильны и могут создать новые пузыри на рынке активов. Вопрос источника глобальной ликвидности также не решен: средств центробанков и МВФ уже недостаточно

Наконец, заботясь о суверенных долгах, мир совсем забыл о проблеме частных долгов. За последние три года очень много, порядка 85-90% от необходимого, было сделано в том, что касается регулирования финансового сектора. Но лишь 10% от необходимого было сделано для обеспечения надзора за ним. А без хорошего надзора даже самые лучшие регуляторные правила — ничто.

Европе пора определиться

Чтобы выйти из кризиса, ЕС нужно реализовать два шага. Во-первых, привести экономику к новому балансу. Девальвировать валюту для отдельных членов зоны евро невозможно. А значит, страны с профицитом (в основном север ЕС) должны помочь дефицитным странам (югу ЕС). Правда, как недавно написал по этому поводу Шаин Вали, экономист из брюссельского исследовательского центра Bruegel (его колонка, опубликованная

2 апреля, стала основой многих тезисов лекции Стросс-Кана. — Ред.), чтобы такое реализовать, нужна «невероятная ловкость и определенная доза шизофрении».

Во-вторых, Европе пора решить, нужен ли ей фискальный федерализм. Изначально Евросоюз создавался по принципам Вашингтонского консенсуса. Он основывался на трех теоретических «несовместимостях». Первая — независимый центробанк и свободное движение капитала исключают фиксированный валютный курс. Вторая — демократия и членство в международном союзе несовместимы с национальным суверенитетом. Третье — монетарный союз без единой фискальной политики возможен лишь при переходе к единой союзной банковской системе.

Но эта теоретическая конструкция на практике не сработала, потому что не все страны играли по правилам. Результат — неустойчивое состояние всего блока. Показательный пример — Германия не хочет платить за Грецию, а Греция не хочет платить за все сама, потому что поступилась частью суверенитета ради интеграции в ЕС и зону евро.

Другими словами, ЕС должен или отказаться от зоны евро, или согласиться на единую фискальную политику. Но решение, которое примет Европа, будет важно для всего мира. Ведь пока Евросоюз — самый удачный пример глубокой интеграции между странами. Крест на еврозоне будет крестом на самой идее международной интеграции где бы то ни было.

Большие наступают

Пока ЕС приводит себя в форму, развивающимся странам пора начинать бороться за мировое лидерство. Ведь мир снова возвращается к тому, что власть окажется не у самых технологически развитых, а у самых больших стран.

Тысячелетиями именно размеры страны и ее доступ к рабочей силе определяли ее экономическое могущество. Технологии такой власти не давали — стоило кому-то изобрести новую технологию, и уже через 10-15 лет ею владели и все остальные. Но последние два столетия все изменили. Впервые в истории отдельные небольшие страны — Британия, Франция, Германия — смогли удержать инновации в секрете и выйти на первые роли.

Этот период подходит к концу. Инновации больше скрыть невозможно. Еще 20-40 лет — и все государства вновь получат равный доступ к новым технологиям. А значит, маленькие развитые экономики уступят место большим, и ведущую роль в мире станут играть страны БРИКС. Понимая это, БРИКС уже превратился из абстрактной аббревиатуры в реальный принимающий решения союз. Доказательство тому — недавнее совместное (!) решение этих государств увеличить финансирование МВФ в обмен на большее число голосов в фонде.

Евроинтеграция

У Украины нет будущего вне Евросоюза. А у ЕС нет иного будущего, кроме как расшириться на все соседние страны. Поэтому Украине не повредит начать переговоры о вступлении в ЕС уже сейчас — даже несмотря на слабость экономики вашей страны. Формально переговоры о вступлении в ЕС длятся не менее десятилетия, и к моменту их завершения экономическая ситуация в Украине наверняка изменится. Хотя если у Украины и ЕС нет ничего общего, то интеграция не имеет смысла. Я считаю, что это общее есть, и его достаточно для совместного будущего. Но в это должны верить и украинцы, и другие европейцы.

Долгосрочные инвестиции

На далекую перспективу лучшая инвестиция для страны — в образование. Через 80 лет дети ваших детей выживут только в том случае, если уровень их образования будет как минимум таким же высоким, как у жителей Азии. Если же заглядывать не так далеко, то также важно вкладывать деньги в энергоресурсы, особенно для такой страны, как Украина.

Сотрудничество с МВФ

Для Украины самое важное сейчас — вернуть доступ на международные рынки капитала. Для этого нужно доверие, а добиться его возможно, возобновив сотрудничество с МВФ, затормозившееся из-за нежелания Киева выполнить обещанное. К советам МВФ стоит прислушаться. Фонд требовал то, что было бы полезно Украине, и то, что ей рано или поздно все равно придется сделать. Например, неправильно, что население платит за газ лишь пятую часть рыночной цены. Повышение тарифов для населения надо провести, даже пускай это будет постепенно и придется поддержать тех, кто не справится с таким повышением.

Читайте также