Чем показательны инвестиции в сервис «Моё дело»

Чем показательны инвестиции в сервис «Моё дело»

Стартап — модное нынче слово. Онлайн-бухгалтерия «Моё дело» — пример того, как все должно быть в стартап-индустрии

Сервис онлайн-бухгалтерии «Моё дело» привлек вчера $4 млн от Klever Internet Investments Limited — подразделения Klever Asset Management Юрия Жукова, одного из основателей девелоперской группы «ПИК». Я считаю эту сделку важной и показательной. И не только потому, что «Моё дело» в 2010 году было среди призеров нашего конкурса «Forbes и Google ищут стартапы». (Кстати, еще один призер, Vizerra, в 2011 году получил €4 млн от фонда прямых инвестиций Solway Investment Group, а победитель конкурса Ecwid — $1,5 млн от фонда Runa Capital).

Инвестиции в «Моё дело» — пример того, как все должно быть в стартап-индустрии. Во-первых, его основали люди, имеющие опыт в бизнесе и знающие, чего именно хотят предприниматели от бухгалтерского сервиса. Максим Яремко руководил IT-компанией в Пензе, Сергей Панов — экс-совладелец компании «Актион-Медиа», издающей специализированные журналы по бухгалтерии. По словам Алены Владимирской, руководителя агентства интернет-рекрутинга Pruffi, в Y Combinator сейчас средний возраст стартапера — 31 год: до ухода в свое дело они уже успели поработать в конторах вроде Amazon, Google или Apple. В России же все иначе. Если вы хоть раз были на конференциях для стартаперов, то знаете, что для большей части аудитории создание своего портала — альтернатива устройству по найму после института. Их знания о финансах, маркетинге и управлении людьми — чисто теоретические.

Во-вторых, сервис к моменту входа инвестора уже имел клиентскую базу 170 000 пользователей и генерировал выручку — по оценке Forbes, около $1 млн. Редкий, надо сказать, пример. Стартап — модное нынче слово. В индустрии много денег — предприниматели из разных отраслей хотят быть как Мильнер. Я не перестаю удивляться, что молодые люди, которые честно говорят в презентациях, что технология еще не доработана, монетизации пока нет (но расчет по доходам на 10 лет вперед уже сделан), а третьим и последним пунктом на слайде про бизнес-развитие ставят «привлечение инвестора», деньги все-таки находят, — непрофессиональных инвесторов на рынке много. Иногда я встречаю таких стартаперов некоторое время спустя, чаще всего с презентацией очередного проекта — может быть, этот позволит «обкэшиться».
В-третьих, Яремко и Панов, а вовсе не Жуков, нанимали консультантов для сделки — инвесткомпанию «Третий Рим». Андрей Мовчан, управляющий партнер «Третьего Рима», говорит, что направление перспективное и работа со стартапами постепенно станет частью инвестиционного бизнеса: «Мы все больше и больше вовлекаемся в процесс. Новые компании — стартапы — получают все большие мультипликаторы и становятся все более интересны инвесторам — в общем даже вне зависимости от того, успели они уже заработать прибыль или только создали продукт или технологию. И вот тут главной проблемой становится психологический и языковой барьер между предпринимателем и инвестором. Нужен кто-то, кто умеет говорить на обоих языках, правильно структурировать предложение и находить правильных инвесторов и правильные формы инвестирования».

И последнее: я помню, как аскетично выглядел офис «Моего дела» два года назад. Ведь запуск стартапа, по сути, открытие малого бизнеса. Растет бизнес — растут и амбиции. Не наоборот.

Forbes
 

Читайте также