Что ищет и находит украинский бизнес на Черном континенте

Что ищет и находит украинский бизнес на Черном континенте

Африка невольно превратилась в символ голода и бедности. Мир вспоминает о ней только в случае очередной войны или межнациональных конфликтов. В советское время этот регион считался «одной большой ...

Сначала по контрактам в Африку потянулись инженеры, врачи, летчики. Вслед за ними — и крупный бизнес. В предместьях кенийского Найроби на тысяче гектаров «Ренессанс Партнерс» — инвестиционное подразделение «Ренессанс Групп» — возводит проект Tatu City. Город на 62 тыс. человек. Первые этапы строительства обойдутся компании в $250 млн. Помимо кенийского «города», в портфеле компании еще девять проектов в шести африканских странах. О том, что континент занимает все больше места в стратегии компании, свидетельствуют и три десятка аналитиков в ее африканских офисах. «Демография и темпы роста доходов для подобных проектов идеальны. Сейчас в Кении мы наблюдаем значительный рост среднего класса и высокие темпы урбанизации при фактическом отсутствии жилья для среднего класса, — объясняет председатель правления «Ренессанс Капитала» Александр Перцовский. — Там большое количество достаточно успешного молодого населения, которое хочет жить нормально».
Украинский бизнес подвержен вирусу транснациональной экспансии. Но что же ищет он в краях далеких? «Рассчитывает в числе прочего получить доступ к местным природным ресурсам, добыча которых весьма рентабельна. И судя по тому радушию, с которым принимают украинцев в Африке, интерес этот взаимный», — говорит один из представителей группы «Приват». Новости об украинско-африканских сделках появляются одна за другой. Чаще украинцы скупают месторождения сырья, перерабатывающие предприятия и земли сельхозназначения. «Инвестиционно привлекательными являются почти все секторы. Большой интерес к горнодобывающей промышленности и сельскому хозяйству, телекому, банкам, потребительскому рынку, — говорит вице-президент украинского офиса «Ренессанса» Константин Головинский. — Многие страны Африки со стабильными политическими режимами показывают двузначный рост ВВП последние несколько лет. Это не может не привлекать инвесторов».

Первооткрыватели

Одним из первых в Африке появился партнер Игоря Коломойского Геннадий Боголюбов. Ему принадлежит компания Palmary Enterprises, одним из соучредителей которой выступает Ghana Manganese Company. Она входит в группу «Приват» и занимается добычей марганцевой руды в Гане.

В 2010 году нардеп Эдуард Прутник стал крупнейшим акционером южноафриканского добытчика алмазов — Namakwa Diamonds. Компания ведет добычу в ЮАР и Конго, владеет активами в Анголе, Намибии и Лесото. Пока это небольшой бизнес: по итогам 2010 года общий вес добытых алмазов составил 115 тыс. карат, а выручка — $93,3 млн. Аллен Гессен, представитель Jarvirne (входит в состав группы Uvercon Эдуарда Прутника и является акционером Namakwa), говорит, что у Прутника серьезные планы на африканский континент. Сейчас он вкладывает в добычу золота, платины, хрома, а также в энергетику. «Namakwa является хорошей площадкой для инвестирования в другие африканские активы», — говорит Гессен. Украинец не намерен останавливаться.

Самым крупным «украинским» проектом в Африке является Шам Эль Шавиш. «Стоимость госинвестиций Украины в Египет, включая выполненные филиалом НАК «Нафтогаз Украины» работы на месторождении Шам Эль Шавиш в Западной пустыне, превышает $180 млн.», — сообщили «Инвестгазете» в посольстве Украины в Египте.

Есть проекты и поменьше, в частности, в сфере туризма и развлечений. Сергей Чернышов с 2009 года живет в Монровии, столице Либерии. Он владелец одного из трех казино в стране, часть прибыли от которого вкладывает в добычу золота и алмазов. По словам Чернышова, практически все сферы производства в Либерии находятся в зачаточном состоянии. «В этой стране нет крупной промышленности, но есть большой потребительский рынок и большая сырьевая база. Что ни организуй — начинает работать», — говорит он.

Таких как Чернышов на Черном континенте много. Николай Кедлов реализует рекреационный проект на северном побережье Марокко. «Выбор Марокко как места инвестиций в курортный проект закономерен, так как цены на недвижимость здесь растут, а показатели доходности по арендным ставкам одни из самых высоких», — признается Кедлов. Цены на жилую недвижимость за прошедший год здесь выросли на 12% и сейчас составляют порядка $2 тыс. за квадратный метр для вилл класса люкс.

Почему Африка?

Ежегодные темпы экономического роста региона начиная с 2004 года в среднем составляют 6%. Это максимум за последние 30 лет. Основной источник прибыли на африканском рынке — ресурсы. Африка владеет 40% всего мирового резерва золота, 20% запасов урана и 17% общей площади лесов. Причем 80% экспорта — это нефть, природный газ, бриллианты и алюминий. При росте спроса на сырьевые товары регион, в экономике которого доля добычи нефти и газа достигает 32%, может сыграть ключевую роль на арене мирового экономического развития. Банковский сектор тоже интересен, хотя и отличается от мирового. В Африке работают исламские кредитные учреждения, которые менее подвержены банковской панике и прошли проверку кризисом 2008-2009 годов. Быстро развивается телекоммуникационный сектор: в 1999 году доля пользователей мобильных услуг не превышала 500 тыс. человек, а сейчас их 36 миллионов.

Но нельзя сбрасывать со счетов и возможные проблемы, связанные с низкой ликвидностью, закрытостью бизнеса, а также валютные риски. «Однако это все сиюминутные факторы. В перспективе 5-10 лет инвестиции в африканские страны будут драйверами роста мировой экономики», — прогнозирует директор Центра африканских экономик Оксфордского университета Пол Колиер.

Это знает не только он. «Наши следующие рынки — Египет и Марокко», — говорит Александр Перцовский. Египет эксперты часто называют одним из самых перспективных направлений — это второй по размерам африканский рынок после ЮАР как по объемам, так и по капитализации.

Перспективной называют и Нигерию. «К 2016 году точно будет самой крупной экономикой Африки. Это рынок с колоссальным потенциалом, большой внутренней ликвидностью и пенсионными деньгами», — заключает Колиер. 

Инвест Газета

Читайте также