Как отмечает эксперт, многие современные стратапы только и умеют, что разбираться в грантах и надеяться, что именно на средства фондов они будут жить и развиваться в большой бизнес. Многие проекты ходят между грантодателями и в этом есть свой резон: только один фонд «Сколково» за 9 месяцев 2012 года выдал грантов на общую сумму 8,3 млрд. рублей.
Для самих стартапов, по мнению эксперта, гранты должны стоять на третьем месте приоритетов после развития бизнеса и поиска «умных» денег и партнеров.
Второй вредной привычкой стартаперов стало постоянное посещение множества разных конкурсов и мероприятий для стартапов. Если у вас есть цель для подобных посещение – поиск рынков сбыта или инвесторов – то это прекрасно и полезно для развития бизнеса. Но если проект просто так путешествует по презентациям «лишь бы покрасоваться» - это не нормально. Конечно, есть исключения, в которых проекты на подобных мероприятиях находили клиентов, как NGINX, или «Мегаплан», который на подобных конференциях продает небольшим компаниям свои CRM-системы. Но это только исключения, лишь подтверждающие правила.
Обе вредные привычки превращают практически любой стартап в увлекательную игру с множеством красивых и правильных слов и постороннего «шума». Вот только за этими помехами инвесторы не могут разглядеть действительно стоящий проект, а сами создатели стартапов даже перестают пытаться быть услышанными.
Стартапер следует одной конкретной цели – добиться успеха в бизнесе. И все его действия подчинены этой цели. Для того, чтобы выбраться на вершину, у вас будет слишком мало времени – всего три года. За это время вы должны успеть вскарабкаться как можно выше по лестнице успеха.
Потому каждое ваше действие должно иметь конкретную цель. Увы, часто это не так, и это главная ошибка стартаперов. Многие такие «игроки» приходят на мероприятия за пиаром, который для них не имеет никакого смысла. Настоящий же стратапер близко не подойдет к выставке/конкурсу/встрече, если он не увидит в этом конкретную помощь в развитии собственного бизнеса.
Но такие энтузиасты встречаются в последнее время редко. Большинство людей вообще не желают работать, не отвечают на письма или звонки, не приходят в офис. И встает реальный вопрос: а зачем вам все это надо, если вам не интересно?
Известный инвестор Уоррен Баффетт, когда только начинал свое восхождение, ездил по выходным в бизнес-центры и присматривался к стоянкам. Если на стоянке была машина, он заходил и узнавал, принадлежит ли она директору. Если да, то именно в эти компании он инвестировал. В этом вся суть: конкурировать в среде стартапов можно лишь тогда, когда вы все время отдаете проекту. Особенно когда вы желаете встать на одну линейку с такими монстрами, как Facebook, Microsoft, IBM или Google.