Европейский зонтик от инвестиций

Европейский зонтик от инвестиций

Концептуальная неопределенность в отношении ГТС может оставить систему без вложений. Одновременно попытки правительства обеспечить энергетическую безопасность Украины через присоединение к ...

Выступая на прошлой неделе в Москве на круглом столе, посвященном проблемам европейской энергетики, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что «движение Украины в направлении принятия у себя европейских правил на газовом рынке создает проблемы для инвестирования в газотранспортные мощности и в модернизацию газотранспортной системы Украины». По его словам, реализация Третьего энергетического пакета ЕС приведет к тому, что инвестиционная привлекательность украинского газотранспортного сектора станет проблемной.

Как известно, Украина 24 сентября 2010 г. подписала протокол о присоединении к Договору об Энергетическом сообществе (ДЭС), который определяет единые принципы и правила функционирования европейского энергорынка, и теперь обязана имплементировать у себя положения энергетического законодательства ЕС.

Объясняя выгоды, которые должно принести Украине присоединение к ДЭС, наши правительственные чиновники в числе основных выделяют такой момент, как создание условий для привлечения инвестиций в энергетический сектор и совершенствования существующей инфраструктуры. Однако, по мнению экспертов, главная причина, побудившая Киев поторопиться с вступлением в Энергосообщество, заключается в стремлении защитить украинскую энергетику, прежде всего газовую отрасль, от «сдачи России» и обеспечить себе более сильную позицию на переговорах с Москвой. Другими словами, вновь политические эмоции взяли верх над трезвым экономическим расчетом, и это отнюдь не способствует решению реально существующих проблем.

Присоединение Украины к ДЭС не может изменить объективную расстановку сил в газовом треугольнике Украина — Россия — ЕС. Россия является безальтернативным поставщиком газа на входе в украинскую ГТС, а задача Украины заключается в том, чтобы бесперебойно транзитировать этот газ по своей территории до европейского потребителя. В таком виде эта система сформировалась во времена Советского Союза, так она действует и по сей день.

Сегодня наша ГТС требует срочного ремонта и модернизации. Необходимых на эти цели семь с лишним миллиардов евро нет ни у НАК «Нефтегаз Украины», ни в государственном бюджете. Привлечь инвестиционные ресурсы правительство рассчитывает за пределами Украины — у заинтересованных в стабильном функционировании нашей ГТС России в лице «Газпрома» и партнеров в ЕС. «Газпром» согласен обеспечить требуемые вложения, но предлагает создать СП с «Нефтегазом» для совместного управления и эксплуатации ГТС. Евросоюз тоже заявляет о готовности инвестировать, но только при условии гарантий со стороны «Газпрома», что украинская труба будет заполнена газом. А россияне таких гарантий не дают: в условиях строительства обходных газопроводов и неопределенности на мировом газовом рынке только участие во владении активами может создать заинтересованность во вложении средств в украинскую ГТС.

Членство в ДЭС и применение Украиной энергетического законодательства ЕС не только не решают эти проблемы, но и консервируют состояние неопределенности с инвестициями в ГТС.

Как известно, в число основных требований Энергетических директив ЕС входят разделение добывающей и транспортной составляющих энергетического бизнеса, а также запрет на передачу в собственность «чужим» странам своих газотранспортных систем, выбор независимых операторов ГТС и беспрепятственный допуск третьих сторон к газотранспортной инфраструктуре. Все это фактически лишает собственников ГТС оперативного контроля над трубой и, соответственно, заинтересованности в инвестициях в нее.

«Есть вопрос в отношении того, на каких принципах и как будет осуществляться модернизация и реконструкция вновь создаваемых газотранспортных мощностей, но что не менее важно, мощностей, которые уже созданы»,— отметил господин Миллер на круглом столе в Москве.

По мнению директора Института энергетики и финансов (Россия) Владимира Фейгина, применение Энергетических директив противоречит интересам Украины. «Если Украина будет выполнять все планы Евросоюза, то вы останетесь без газотранспортной системы. Не ваш даже будет оператор, а будет оператор, которого выберет по тендеру ЕС»,— говорит господин Фейгин.

«Создавая независимые управляющие компании, мы лишаем инвестора возможности обеспечить эффективный возврат инвестиций, потому что, кто знает, какая компания будет более эффективно управлять газопроводом»,— считает директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский.

С другой стороны, по мнению директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, применение Энергетических директив в отношениях с Украиной может быть даже полезным для России. «Если у вас есть договоренность с покупателем, собственник трубы не имеет права чинить вам препятствий,— говорит господин Симонов.— Мы можем сэкономить на инвестициях в инфраструктуру. Зачем нам инвестировать в украинскую трубу, если вы и так обязаны нам предоставить доступ?»

Процесс вхождения Украины в Европейское энергетическое сообщество и имплементации Энергетических директив займет немало времени. Чтобы привести национальную законодательно-нормативную базу в соответствие с энергетической политикой и законодательством Евросоюза, по оценкам экспертов, понадобится не менее четырех-пяти лет. И непоправимой ошибкой может стать в этот период выжидательная позиция правительства, надеющегося на то, что стратегические вопросы будущего газовой отрасли Украины можно решить, прикрываясь европейским политическим зонтиком.

Не следует забывать, что именно на этот пятилетний промежуток времени приходится так называемая точка невозврата в газовых отношениях Украины, России и ЕС, то есть такой момент, когда взаимный поиск компромиссных решений, попытки учесть интересы друг друга утратят экономический смысл. В рамках этого срока Россия запустит «Северный» и «Южный» потоки. На эти же годы Европа планирует начало прокладки газопровода «Набукко». Реализация проектов диверсификации поставок топлива в Европу при отсутствии вложений в модернизацию отечественной ГТС лишит Украину статуса главного европейского транзитера газа и, как следствие, сведет к нулю инвестиционную привлекательность нашей газотранспортной отрасли.

Источник: экономические известия

Читайте также