Вирусный кризис негативно повлиял не только на традиционные банки, но и на финтех-компании. В то же время пандемия стимулирует развитие цифровых каналов обслуживания и соответствующих сервисов — это увеличит потребность в инвестициях и может привести к росту их объема по итогам года.
Глобальные инвестиции в финтех сократились в 1 полугодии более чем на треть по сравнению с тем же периодом 2019 — до $25,6 млрд. Это следует из данных отчета KPMG Puls of Fintech.
Авторы отчета объясняют снижение объема инвестиций отсутствием в этом году крупных сделок, как это было в 2019 году. Например, сумма покупки британского платежного процессора WorldPay американской FIS составила в $42,5 млрд, а приобретение платежной системы First Data поставщиком финансовых технологий Fiserv стоило $22 млрд.
В то же время активность, связанная с M&A в 1 полугодии 2020 года, остается очень высокой, подчеркивают эксперты. Пандемия серьезно изменила поведение клиентов – они стали более активно использовать цифровые и онлайн-каналы. Компании начали активно развивать эти направления, что будет стимулировать рост инвестиций в финтех. Так, в первом полугодии Stripe привлек $850 млн, Chime — $700 млн, а Revolut — $500 млн.
Состоявшимся платежным системам будет проще привлечь средства, чем стартапам. Последним 2 полугодие может принести серьезные проблемы – из-за ситуации с пандемией и истощения привлеченных ранее средств. В этом случае рынок может консолидироваться в том числе и при помощи «проблемных слияний и поглощений», приводит Bloomberg слова Кебби Себастьяна, управляющего директора консалтинговой фирмы Penser и бывшего руководителя PayPal. Впрочем, не исключены и новые мега-слияния, отмечают авторы доклада.
Аналитика по теме
Мониторинг тарифов для МСБ
Ежемесячный отчет по стоимости обслуживания малого и среднего бизнеса в банках
Кризис сказался и на лидерах отрасли. Так, Monzo сообщил о двукратном росте убытка в 2019-2020 финансовом году — до $151,6 млрд. Необанк объяснил это потерей комиссионных и доходов от денежных депозитов, связанной с вирусным кризисом.
Удобные приложения финтех-компаний позволяли им привлекать клиентов, которых банки обслуживают недостаточно – студентов или иммигрантов, поясняет Bloomberg. Но большинство из них предпочитали открывать бесплатные базовые счета, оплачивая комиссию за снятие наличных. В результате необанки получили миллионы клиентов, не приносящих прибыли. «Времена пустых чековых книжек для создания брендов и клиентской базы ушли в прошлое», — приводит агентство слова главного исполнительного директора лондонской венчурной компании Augmentum Fintech Тима Левена. Он считает, что теперь инвесторы будут сосредоточены на получении прибыли и стабильности доходов.
Представитель Monzo отметил, что компания продолжит расширять свои продукты премиум-класса. Revolut указал на рост доходов примерно на 180% в 2019 году и на рост числа клиентов с 3,5 млн почти до 13 млн, отметив, что рассчитывает на прибыль в будущем. Соучредитель N26 Максимилиан Тайентал объяснил, что убытки отражают «период чрезвычайно быстрого роста».