Крупнейший немецкий издатель Axel Springer возобновил переговоры о слиянии с медиахолдингом ProSieben. Сделка должна была пройти еще в 2005 году на сумму $4 млрд., однако она не получила одобрение антимонопольных регуляторов.
По данным The Wall Street Journal, представители обеих компаний возобновили переговоры в 2014 году, когда им удалось доказать необоснованность запрета на сделку. Если слияние состоится, то в Европе появится новый медиагигант, стоимость которого приблизительно оценивают в $16 млрд.
Axel Springer является крупнейшим в Германии издателем, владеет газетами Bild и Dei Welt и выпускает печатные издания в 32-х странах, включая журнал Forbes в России. За 2014 год компания заработала 3 млрд. евро.
В медиагигант ProSiebenSat.1 Media SE входят коммерческие каналы ProSieben, Sat.1, Sat.1 Gold и т.д. За 2014 год ее выручка достигла 2,9 млрд. евро. Стоимость акций обеих компаний увеличилась после оглашения информации о возможном слиянии: ProSieben – на 4% и Axel Springer – на 8%.
Сара Симон, аналитик Berenberg Bank, считает эту сделку крайне нетипичной для рынка. «Многие медиа-компании теряют рекламные доходы из-за перехода компаний в интернет. Но эта проблема еще никогда не решалась покупкой печатного издательства»
Совершенно противоположный тренд наблюдается в США. Корпорации разделяют активы по разным направлениям, особенно выделяя печатные издания и телевидение. В свое время холдинг Gannett выдели две компании – интернет и газеты, а News Corp. выделила 21st Century Fox Inc. в отдельную компанию.
Суть проблемы
Получить разрешение антимонопольных органов Германии – это не самая большая проблема в процессе совершения сделки. Сложностью являются ее условия. Axel Springer хочет получить стопроцентный контроль над новой компанией.
Акционеры ProSieben, в свою очередь, хотят, чтобы большинство топов новой компании за медиакорпорацией. Они обосновывают это стоимостью компании – ProSieben стоит 9,7 млрд. евро, тогда как Axel Springer – 4,7 млрд. евро. Потому после слияния большинство голосов должно отойти акционерам медиахолдинга.
Ключевой вопрос – роль в новосозданной компании Фриде Шпрингер, владелицы 57% в Axel Springer. По данным анонимного источника, знакомого с ходом сделки, после слияния доля Шпрингер может уменьшится до 20%, однако он может сохранить контроль за счет создания общества с ограниченной ответственностью. Обе компании работают над сохранением этой позиции. Если этого не удастся добиться, то сделка может не состояться.
Причина слияния
Слияние Axel Springer и ProSieben должно ускорить уход обеих компаний из традиционного бизнеса и придаст импульс для захвата рынка в новых направлениях. В июле ProSieben закрыла сделку по покупке за 170 млн. евро 80% интернет-портала по сравнению цен Verivox. Ранее компания заключила договор о лицензировании контента американской Warner Bros. В портфель активов компании входят турагентство, сервис по аренде автомобилей и e-commerce проекты.
В декабре 2013 года Axel Springer приобрела новостной канал AN 24 с целью развития видео-направления и расширения аудитории группы Welt, которая включает сайт и газету. Компания начала отказываться от печатной версии: в 2013 году она продала несколько крупных региональных изданий, в том числе Bild der Fraum, Horzu и Hamburger Abendblatt, издательству Funke за 1,2 млрд евро. 63% выручки компании за 1 квартал 2015 года принес интернет. На нескольких порталах Axel Springer уже запустила платный доступ к контенту.
По мнению аналитика фонда Liberium Capital Иана Виттакера, причиной слияния стало давление американских компаний на европейский рынок. Например, компания Netflix постепенно отбирает аудиторию платного кабельного телевидения, а Amazon недавно запустила собственное медианаправление в Германии. После слияния новая компания сможет без помощи Google продавать крупные объемы рекламы в сети.
Выгоды от сделки
Если сделка состоится, новая компания станет крупнейшим медиахолдингом в Европе, однако по объему доходов все равно будет уступать немецкой Bertelsmann, своему основному конкуренту (выручка компании по итогам 2014 года составила 16,7 млрд. евро). Суммарная выручка Axel Springer и ProSieben составит 5,9 млрд. евро, а рыночная стоимость – 14,4 млрд. евро.
По данным Bloomberg, объединение принесет некоторые преимущества. Во-первых, партнерство компаний позволит транслировать контент на различных платформах, включая интернет, печатные издания, телевидение и онлайн-стриминг. Также они смогут использовать мощности друг друга для продвижения продуктов и инвестирования в новые направления. Объединенная компания может стать достойным конкурентом для американских сервисов по типу Netflix, которые активно завоевывают европейские рынки.
Матьяс Дофнер, руководитель Axel Springer, считает, что американские компании лишком сильно влияют на европейский онлайн-рынок. Инвестиции в англоязычный сегмент интернета, а также запуск новых медиа-проектов позволит улучшить ситуацию.
После объединения компания сможет продавать больше рекламы через крупные пакетные предложения, различные каналы передачи контента и отказа от услуг Google. На сегодняшний день ProSieben занимает 44% немецкого рынка телевидения, а Axel Springer лидирует в секторе печатных изданий. После слияния новая компания станет крупнейшей на рекламном рынке Германии.