На прошлой неделе крупнейшие французские банки окончательно определились с судьбой своих греческих активов. Societe Generale продает свой Geniki Bank греческому Piraeus Bank. Еще одна французская группа — Сredit Agricole — ищет покупателя для дочернего Emporiki Bank. А два других выходца из Франции — BNP Paribas и Natixis — сполна поплатись за доверие к грекам потерями в несколько миллиардов на гособлигациях. Всего же французы потеряли на Греции свыше 10 млрд. евро. Сделка по продаже 90% акций Geniki Bank завершится, как только стороны получат разрешение регуляторов. В результате Societe Generale избавится от убыточной дочерней структуры, а Piraeus Bank пополнит свои активы еще одним «нездоровым» банком. В рамках программы консолидации греческой банковской системы банк уже ранее приобрел часть ATEbank. Но за свой уход французам еще придется заплатить: необходимо вложить 300 млн. евро в докапитализацию Geniki Bank, 800 млн. евро на покрытие разрыва между объемами кредитов и депозитов, а также компенсировать будущие потери, связанные с ухудшением экономического климата в Греции.
Расходы не останавливают французских банкиров. Вслед за коллегой о поиске покупателя для дочернего Emporiki Bank объявил Сredit Agricole. Греческие финансисты живо откликнулись, и сразу три финучреждения — Alpha Bank, National Bank of Greece и Eurobank Ergasias — не прочь поучаствовать в сделке. Победитель переговоров в проигрыше не останется, поскольку Сredit Agricole собирается влить в «дочку» дополнительный капитал. «Покупатель будет рассчитывать на ограниченную сумму денег, которую он готов заплатить за банк, только что рекапитализированный, но обремененный рисками», — считает аналитик Kepler Capital Markets Бенойт Петрарк.
Французские банки владеют в Греции наибольшей долей иностранного банковского капитала, чем и объясняются их колоссальные потери. Кроме Societe Generale и Сredit Agricole, в Греции присутствуют еще два европейских банка — британский HSBC и португальский Millennium BCP, затронутые кризисом намного меньше, чем их французские конкуренты. HSBC, имеющий в портфеле всего $600 млн. греческих долгов, уже успел распродать большую часть непрофильных и проблемных активов. Millennium BCP греческих активов не продавал, но минимизировал риски, завершив 2011 год с относительно небольшими потерями — 125 млн. евро. К примеру, сопоставимый с португальской «дочкой» по активам Geniki Bank ушел в минус на 795 млн. евро, а Emporiki Bank потерял 1,5 млрд. евро.
Разочарование
Причины, по которым французские финучреждения решили расстаться с греческими дочерними структурами, очевидны: убыточность последних и риск выхода Греции из зоны евро. Сredit Agricole и Societe Generale являются системными международными банками, а значит, находятся под тщательным надзором Еврокомиссии и не могут допустить ухудшения финансовых показателей. Оба французских банка уже неоднократно поддавались критике за медленную и нерешительную реакцию на проблемы балканской страны.
23 млрд. евро греческих государственных долгов, принадлежащих Emporiki Bank, превратили Credit Agricole в иностранный банк, лидирующий по размерам рисков, связанных с судьбой Греции. В то время как финансовая ситуация в стране становилась все критичнее, руководство французской группы упорно вкладывало в Emporiki дополнительные средства, настаивая на необходимости поддержки этой части бизнеса. Еще два месяца назад исполнительный директор Credit Agricole Жан-Поль Шиффле публично заявлял, что не считает выход с греческого рынка наиболее вероятным сценарием для банка. Поэтому сегодняшнее решение Credit Agricole о продаже Emporiki эксперты оценивают как признание поражения ценой в миллиарды евро, юридические риски и ухудшение деловой репутации. С другой стороны, выход Греции из зоны евро обойдется Сredit Agricole как минимум в 5,2 млрд. евро. По состоянию на март 2012 года прямое финансирование Emporiki Bank материнской структурой составляло 4,6 млрд. евро. «Греческий кризис в прошлом году стоил нам 2,4 млрд. евро — это много», — не скрывает сегодня Жан-Поль Шиффле.
У руководства Сredit Agricole был выбор: консолидировать Emporiki Bank в один из крупных греческих банков, оставшись миноритарным акционером, или просто дать ему обанкротиться. «С политической точки зрения, если бы Греция вышла из еврозоны, Сredit Agricole был бы свободен от обязательств и мог бы допустить дефолт Emporiki. Однако другие иностранные дочерние структуры банка, скорее всего, отреагировали бы на это негативно», — говорит аналитик Natixis Антуан Хуссин. Подобная ситуация уже возникала у Сredit Agricole в 2002 году, когда после дефолта Аргентины банк внезапно «сбежал» с рынка латиноамериканской страны. Тогда три местных дочерних банка французской группы, контролирующие 6% рынка, были национализированы, а 353 отделения временно закрыты.
Французская щедрость
Проблемы, с которыми столкнулись французские банки, практически идентичны, но Сredit Agricole подвержен большему риску. С 2007 года Geniki понес убытки в размере около 1,2 млрд. евро, Emporiki — почти 7 млрд. евро. Кредитный портфель Emporiki также в десять раз превышает по размеру портфель Geniki. Эти факторы позволят Societe Generale перенести кризис легче, чем его конкуренту. «Банк будет защищен независимо от того, какой сценарий реализуется», — уверен председатель совета директоров Societe Generale Фредерик Удеа. Уберегаясь от потерь, Societe Generale ранее также продал розничный портфель двух украинских финучреждений.
От кризиса в Греции пострадали еще два французских банка — BNP Paribas, самый большой по рыночной стоимости банк страны, и Natixis, четвертый по величине. Несмотря на отсутствие дочерних структур в Греции, общие потери двух банков на гособлигациях составили около 4 млрд. евро.
По данным Банка международных расчетов, французские финучреждения (вместе взятые) в 2011 году списали или зарезервировали 8 млрд. евро на гособлигации Греции. По состоянию на январь 2012-го общая сумма частного французского кредитования Греции составила $44,4 млрд., в то время как немецкие банки прокредитовали балканскую страну.
По материалам: Инвестгазета