Индекс потребительского доверия у игроков арт-рынка (Artprice’s Art Market Confidence Index — AMCI) — своеобразный барометр инвестиционных настроений в данном сегменте. Например, в сентябре 2008 года индекс AMCI выражал весьма оптимистичный взгляд на экономические перспективы (50% опрошенных ожидали восстановления экономической ситуации в ближайшие три месяца, а 60% называли экономическую ситуацию благоприятной), а две трети респондентов рассчитывали на рост цен на произведения искусства. В этом году по результатам сентябрьского опроса 42,8% респондентов ожидают, что в ближайшие три месяца положение на арт-рынке будет неблагоприятным. Несмотря на это, активность покупателей по-прежнему остается высокой. 66% опрошенных выразили намерение совершать покупки. И это подтверждает мнение, что в периоды нестабильности усиливается привлекательность искусства как одного из надежных видов финансовых вложений наряду с золотом и другими альтернативными инвестиционными направлениями.
«Людей больше не интересуют продукты финансовых рынков. Все полны сомнений. А искусство вы, по крайней мере, забираете домой», — говорит бельгийский коллекционер Марк Ванмуркерке. Ему вторит коллекционер Эли Броуд, покинувший зал аукциона современного искусства Christie’s в Нью-Йорке с фразой: «Покупатели скорее предпочтут искусство или золото, нежели бумажные банкноты».
Предкризисный перформанс
Прохожие возле офиса Christie’s в Нью-Йорке невольно замедляли шаг, а то и останавливались на минуту-другую, привлеченные необычным перформансом. Вокруг бронзовой «Паучихи» Луиз Буржуа, установленной перед входом в здание, прыгал Человек-паук. Возможно, этот рекламный ход принес эффект, а может быть, скульптура Буржуа действительно оказалась лучше остальных лотов на торгах. Как бы там ни было, но на аукционе современного искусства Christie’s «Паучиха» ушла к американскому покупателю за $10,7 млн. Причем коллекционер заплатил втрое выше нижнего эстимейта. Кроме того, эта цена стала рекордной для произведений знаменитого франко-американского скульптора. И таких ценовых рекордов в прошлом году на арт-рынке было немало. В топ-сегменте дороже 1 млн. евро ушли с молотка 663 лота, или 84% (три года назад всего 69%). В целом за первые шесть месяцев 2011-го динамика арт-рынка была даже лучше, чем в пиковый период 2007-2008 годов: общемировая аукционная выручка первого полугодия 2011-го составила $6,3 млрд., что на 34% больше, чем в первом полугодии 2010-го, и больше оборота всего 2009 года, отмечается в обзоре французского информационного ресурса Artprice.
Владельцы аукционных домов, галеристы и арт-дилеры перестали нервничать и уверенно заявили: рынок стабилизировался и начал расти после серьезного падения. Но к концу года стало ясно, что это была только передышка. Вторая волна кризиса уже посылает первые тревожные сигналы. Чуткие игроки рынка, уловив их, тут же насторожились, поняв, что долговой кризис в Европе начинает серьезно корректировать настроения коллекционеров. Пожалуй, первым серьезным проявлением влияния кризиса на арт-рынок стали довольно-таки пессимистичные итоги аукциона импрессионистов и модернистов, который провел Christie's в Нью-Йорке
1 ноября. На этих торгах удалось продать лишь 51 из 82 лотов, а уровень непроданных лотов, как показал опыт 2008-2009 годов, является одним из самых надежных показателей состояния арт-рынка. Причем главные топ-лоты на ноябрьских торгах Christie's так и не нашли своих покупателей. Так, сняли с торгов «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» Дега. Скульптуру предварительно оценили в $25-35 млн. Но никто не предложил за нее более $18,5 млн. Остались непроданными две картины Пабло Пикассо — «Спящая девушка» и «Женщина в лиловой шляпке», за каждую из которых устроители торгов рассчитывали выручить по $12-18 млн. Но даже в ситуации, когда коллекционеры начали осторожничать, Christie's удалось поставить новый мировой рекорд, связанный с произведениями Пикассо — самого дорогого художника в мире. Причем последний стомиллионный рекорд его работа поставила уже после падения рынка — в 2010 году полотно «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» ушло с молотка за $106,4 млн. Правда, на этот раз рекорд был установлен не в живописи, а в сегменте более дешевых работ, что лишний раз свидетельствует о том, что покупатели осторожничают. Гравюра мастера «Плачущая женщина» ушла с молотка за $5,12 млн., став самой дорогой гравюрой в мире, купленной на аукционе.
У главного соперника Christie's — аукционного дом Sotheby's подобная ситуация с непроданными лотами повторилась на русских торгах в Нью-Йорке. Там смогли продать лишь половину лотов — 13 из 26. Итоговый результат торгов составил $17,6 млн., а рассчитывали выручить не менее $28 млн. Представитель Sotheby's объясняет такой результат «пессимистичными ожиданиями инвесторов от ситуации в мировой экономике». И отмечает, что торги предметами искусства всегда были одним из лучших барометров состояния экономики.
По материалам: Инвестгазета