НП «Бизнес-ангелы Урала» инвестирует в проекте ранней стадии, потому к нам поступает множество презентаций. И сейчас я могу с уверенностью сказать – пришедшая к нам «мода» на инновации скорее отрицательное явление. Под «модой» я подразумеваю формат деятельности.
Сегодня мы имеем три типа стартапов – один перспективный и успешный, а другие два, к сожалению, не могут перерасти в реальный бизнес. В первую очередь это те разработчики, которые, будучи учеными до мозга костей, пытаются выстроить свой бизнес. Такие проекты имеют очень сильную научную составляющую, но их бизнес-модель просто ужасна. Создатели таких стартапов – настоящие гении в своей отрасли, но ничего не смыслят в бизнесе. Ни один частный инвестор не даст на такой проект денег – даже если идея способна перевернуть весь мир, если она не нужна человечеству на данный момент, на ней не получится построить бизнес. К сожалению, многие отечественные новаторы все еще не понимают, что инвестора интересует не технология или гениальная идея, и бизнес-модель и реализация проекта.
Другой тип стартапов – это вообще уникальные ребята. Они собираются на кухне за чашкой чая и решают запустить веб-сервис, который станет популярным, даже массовым, если правильно его раскрутить. Их схема проста до безобразия – создается аналог Западного продукта, сам проект является 100% «сopycat» с поддержкой мощной рекламы. Такие люди для реализации своего проекта требуют не менее $2 млн. На рекламу. Мы их спрашиваем, что конкретно они собираются не эти средства сделать? На что получаем ответ в стиле «наберем полный офис программистов, запустим хорошую рекламу, снимем хорошее помещение». Один раз такие разработчики совершенно серьезно сообщили, что в команду потребуется с самого начала нанять 32 человека. Они абсолютно уверены, что можно скомпилировать нечто, способное выстрелить на рынке.
Основная проблема в том, что большинство молодых стартаперов, разрабатывающих инновации, смотрят на свое дело только как на хороший способ заработка. Нет энтузиазма, горящих глаз и желания перевернуть мир вверх дном. Естественно, преград для входа в IT-отрасль гораздо меньше, и со стороны кажется, что привлечь инвестиции здесь тоже гораздо легче – но это нет так. Над построением собственного бизнеса в любой отрасли нужно очень много работать, потому отечественные стартапы часто к этому не готовы.
Молодые люди верят, что инновация – это золотое дно, а стать вторым Цукербергом проще простого. Инвесторы только поощряют такое заблуждение, на каждом углу крича о своей готовности вкладывать деньги, чтобы привлечь побольше проектов, среди которых можно будет отобрать наиболее перспективные и прибыльные. Иногда такая реклама действительно выглядит как «бесплатная» раздача денег. Стартапов, приходящих к таким инвесторам, ждет жестокое разочарование – для построения своего бизнеса нужно разработать стратегию, бизнес-модель, провести маркетинговые исследования и сделать еще кучу работы, а не просто составить красивую презентацию.
Самое главное, что может привлечь инвесторов – это качественно проработанная бизнес-модель. Второе условие – наличие предпринимателя, способного реализовать идею. Потому что одно дело – куда бизнес планирует выйти, и совсем другое – какую реальную долю рынка проект способен захватить. Инвестор захочет вложить средства в проект при наличии четкой бизнес-модели и компетентной команды.
Наверное, вам кажется, что я говорю самые очевидные вещи. Но не все сегодняшние новаторы это понимают.
Так что стартаперское сознание нужно менять. И помочь в этом деле может только систематическая работа по привитию стартаперам предпринимательских навыков. Некоторые считают, что научиться предпринимательству невозможно. Может быть. Но необходимо донести до человека необходимость продумывать свой бизнес. К тому же, некоторые теоретические знания помогут стартапам избежать распространенных ошибок, с которыми на своем пути сталкиваются многие новаторы. К примеру, специализированные мероприятия. Сегодня такие ивенты ориентированы не только на просвещение начинающих стартаперов, но скорее имеют более практический характер. Но теперь их стало слишком много, и выбрать необходимую информацию их такого изобилия очень непросто.
Вы себе даже представить не может, сколько семинаров и мастер-классов направлены на то, чтобы помочь старатперам составить свои презентации. И ни один не помогает. Есть парочка характерных примеров насчет качества презентаций. Однажды к вам пришли IT-разработчики и попросили большие деньги на привлечение в команду всех, кто его идеей заинтересован – 32 человека. Чаще всего мы слушаем от ученых все аспекты и тонкости их проектов, без которых невозможно обойтись! Стартаперы просто не осознают, что инвестора в первую очередь интересует сам бизнес и то, как новый продукт будет находить клиентов. Вам не понадобиться много времени, чтобы рассказать, как ваш проект захватит рынок. Презентация должна быть яркой и короткой – практически так называемый elevator pitch – умение представлять свой проект за 40-50 секунд. Вместе с улыбками и предложением взять визитку – две минуты.
Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в отрасли – это еще одно доказательство того, что в отечественной стартап-отрасли еще слишком много «мишуры». Потому стартаперы неправильно представляют себе развитие венчурного бизнеса, они слишком наивны в вопросе легкости привлечения денег и не верят в свои возможности и перспективу в случае неудачи.
Многие начинающие предприниматели считают, что стартап можно продвинуть «под шумок» и он «прокатит». В венчурном бизнесе слишком много молодежи, пришедшей сюда, потому что это «модно».
Перейдет ли количество в качество? Пока не ясно. Но сейчас очевидно, что такой переход сам по себе вряд ли произойдет…