На просторах интернета можно найти множество стартапов, созданных по западным образцам. Часто я слышу, что, что подобные «вторичные» проекты угрожают российскому рынку как инновационной площадке. Однако мне кажется, что российские стартапы должны использовать чужой успешный опыт, создавая инновационный продукт. Соответственно, «клоны» среди стартапов – это не настолько плохо, как считает большинство.
По моему мнению, стартапов, создавших свою уникальную бизнес-модель, на рыке пока гораздо больше, чем «копипастов». Писатель Дмитрий Быков высказался очень правильно: «Россия — страна смыслов». Имеется в виду, что каждый человек будет заниматься только тем, что будет ценностью для всего человечества, и ни каплей меньше. Большая часть стартаперов – это молодежь до 30 лет, которые практически во сне видят инновации и уникальные идеи. Естественно, такие талантливые разработчики мечтают создать «убийцу» Facebook.
Однако более опытные предприниматели прекрасно понимают, что попытка молодого стартапа дотянуться до Google или Apple – абсурдна сама по себе. Они готовы встретить своих конкурентов во всеоружии. Именно поэтому «повзрослевшие» стартапы и опытные инвесторы предпочитают бизнес-модели, имеющие определенные «success record» на мировом рынке.
Практически каждый инвестор прекрасно понимает, что компания привлекает средства только для адаптации уже опробованной бизнес-модели к местному рынку, масштабирования бизнеса, а замет инвестор сможет отбить свои инвестиции через продажу стратегическому покупателю. Яркий пример – проект Darberry, который купил «Групон». Венчурные фонды придерживаются именно такой стратегии, поскольку прекрасно понимают, что из сотни стартапов на рынке «выстреливает» только один, так что куда безопаснее вкладывать в проверенные модели. Среди «клонов» соотношение выживших проектов гораздо лучше – один к десяти. Соответственно, риск инвестора уменьшается десятикратно.
Предприниматели, которые копируют бизнес-модели, и те, кто создают нечто уникальное – это олицетворение двух подходов к ведению бизнеса, эмоционального и рационального. Конечно, стартапер вправе мечтать о воплощении идеи, которая перевернет весь мир вверх дном, но он всегда должен помнить, что идея – это еще далеко не все необходимое для создания успешного бизнеса. История запоминает только тех, кто доводит свои идеи до логического завершения. Если вашему стартапу удастся объединить реалистичный подход к бизнесу и инновационную идею, то успех будет грандиозным. Перекос в сторону идеи может погубить проект, в сторону реализации – проект перестает быть стартапом.
Конечно, успешные бизнес-модели дают возможность компаниям укрепить свое положение на определенных рынках. И на одном рынке стартапу-клону будет сложно конкурировать со своим «оригиналом». Но практически каждый копикэт может превзойти своего «предка», если не будет копировать его полностью, а просто возьмет за основу его концепцию и внесет свои улучшения и изменения, чтобы новый продукт мог претендовать на глобальный рынок. Впрочем, не забываем о «темных лошадках» глобального интернет-рынка – Индии и Китае. Тут вам придется помучаться, перерабатывая бизнес-модели под восточный стиль мышления, но возврат инвестиций будет многократно выше.