Одна из крупнейших венчурных конференций Кремниевой Долины SVOD 2013 в этот раз собрала более 600 участников со всего мира, среди которых были представлены инвесторы из 150 международных венчурных фондов, бизнес-ангелов и более 100 стартапов из разных стран.
Главной темой на SVOD 2013 было успешное предпринимательство. 35 знаменитых спикеров рассказали на конференции об успешных IT-компаниях США и стран СНГ, о том, как создавались идеи, как превращали их в жизнь и сколько денег после этого получили основатели.
Ниже представлены наиболее интересные тезисы, прозвучавшие на конференции SVOD 2013.
Как меняется инвестор
Организатором конференции является Анна Дворникова, управляющий партнер в TEC Ventures, которая рассказала со сцены об эволюции инвестиционного бизнеса и Кремниевой Долины в частности. Она отметила, что компании, пришедшие в Долину в 70-х годах, сейчас слишком «неповоротливые», потому стремительно теряют свои позиции. Они существенно проигрывают молодым инвестиционным компаниям в количестве сделок с перспективными проектами.
Эта тенденция вызвана тем, что «старые» инвесторы не всегда успевают среагировать на новые реалии и тренды рынка:
- хорошие проекты надо искать, сами они не найдутся;
- в каждый хороший проект хотят вложить несколько десятков инвесторов;
- руководитель инвестиционной компании должен две трети своего рабочего времени тратить на живое общение с командами и командировки;
- на таком оживленном рынке сами инвестиции уже не имеют значения. Важно то, что инвестор может дать помимо денег – клиентов, связи, экспертизу, поддержку.
Инвесткомпании в охоте за тем, кто может предложить проекту больше, начали создавать специальные отделы, в которые входят сотрудники различных направлений: маркетологи, юристы, дизайнеры, бизнес-аналитики, программисты. Это стало еще одной тенденцией венчурного рынка.
Как инвестору найти перспективный стартап
Управляющий директор Felicis Ventures Айдин Сенкат (Aydin Senkut) разделяет мнение Анны по поводу того, что перспективные проекты еще надо поискать. При этом, невозможно найти перспективный проект, не зная новейших тенденций рынка. Потому руководители и партнеры инвестиционных компаний должны проводить существенную часть своего рабочего времени в изучении рынков, на которых фокусируется фонд.
Поиск хорошего проекта надо начинать с личных связей. Знакомые или деловые партнеры из других инвестиционных компаний, организаторы IT-конференций и успешные IT-предприниматели. Именно эти люди могут дать наводку на подходящие проекты. Однако такие связи следует создавать взаимовыгодными: сегодня другой инвестиционный фонд предложил вам перспективный проект, завтра вы предложили другой проект своему партнеру. Это основа данного бизнеса.
Существенным подспорьем в поиске стартапов являются хорошие отношения с портфельными компаниями фонда. Эти компании могут помочь при заключении сделки по приобретению доли в новом проекте. Руководитель одной из портфельных компаний может во всех подробностях рассказать, как и чем инвестор помогает его бизнесу и чего он смог достичь, используя предоставленные инвестиции, связи и экспертизу. Также он может помочь рассматриваемому проекту своими связями и опытом, особенно если оба проекта из одной сферы. Это большая ценность, особенно на начальном этапе развития проекта, когда тот еще не набрал достаточно клиентов.
Хороший проект отыскать может каждый, но гораздо сложнее найти подход к его владельцу. В этом вопросе нужно проявлять немалую гибкость и использовать профессиональные связи. Сенкат в качестве примера привел одну из собственных историй: «Мы вели очень серьезную борьбу за один проект с крупным инвестором из Долины. В ходе очередных переговоров собственник стартапа отметил, что у него не хватает технических средств для реализации одной идеи. Мы тогда решили, что с этим вопросом может помочь технический директор Yahoo!, с которым мы были в хороших отношениях. Мы организовали их встречу в течение часа, после чего команда смогла реализовать свою идею, а мы получили еще один «звездный» стартап, выцепив его у конкурентов буквально накануне подписания соглашения».
Подходящей стратегией в данном случае также будет поиск потенциальных проектов на ранней стадии, налаживание отношений с командой и отслеживание их развития. Если результаты пошли в гору, Айдин Сенкат рекомендует немедленно «хватать» проект.
Среди инвесторов ходит ошибочное мнение, что исследование проекта позволит им оценить, стоит ли вообще связываться со стартапом. Но это не так! Или вы верите в проект с самого начала, или нет. Аудит не поможет вам полюбить проект. Венчурный инвестор принимает решения на основе интуиции и личного опыта, накопленного в ходе рассмотрение сотен проектов. Опираться на сухие цифры в таком деле означает пропустить такие «звезды», как Apple, Facebook, Microsoft, Google, которые начинались в гараже, как самодеятельность без претензии на прибыльность. Не стоит возлагать надежды на формальный аудит и тратить на него несколько месяцев.
В конце своего спича Айдин обозначил основные тренды, которые определят рынок на следующие пять лет: генетическое программирование, управляемые дроиды и управление проектами силой мысли.
Как инвестору быть в курсе трендов
Сенкатом озвучил несколько фантастичные тренды, но инвестор должен постоянно заглядывать в будущее на много лет вперед. Энн Уиндблед (Ann Windblad), основатель и партнер в Hummer Windblad, поддержал эту идею. Она считает, что изменения IT-рынка настолько стремительны, что проект, бывший сегодня инновационным, завтра станет далеким прошлым и не заинтересует ни одного пользователя. Потому инвестор, как и проекты, должны быть постоянно начеку.
Инвесторы охотятся на такую редкость, как хорошие проекты. В данной ситуации успех инвестиции зависит от «заблаговременной подготовки почвы». Если вы видите перспективный проект, который еще не ищет инвестиции, все равно наладьте контакт с его командой, говорит Уиндлед. Следите за его развитием, выясните, чем, кроме денег, вы сможете помочь этому проекту. И будьте готовы. Рано или поздно этому проекту понадобятся деньги – и тогда вы будете рядом, с уже налаженными отношениями с командой и четким планом помощи проекту в достижении успеха. Только так и «ловятся» самые успешные стартапы.
Как сделать проект, заряженный на успех
Майк Кэсседи (Mike Cassady), признанный король стартапов, IT-предприниматель (создал и продал четыре проекта на общую сумму около $3,5 млрд.), Product Manager в Google смотрит на ситуацию с противоположной стороны. Он рассказал, какие факторы влияют на успешность проекта с самого его основания. Он считает, что залогом успеха является скорость создания и вывода проекта на рынок. Собственные проекты он строил по такому принципу: три месяца на разработку, затем вывод продукта на рынок. После получения первых отзывов от клиентов, продукт еще три месяца дорабатывался и снова выбрасывался на рынок. И так до бесконечности.
Еще одним залогом успеха становятся сами люди. Всегда не хватает толковых и умных людей, которых можно найти по рекомендациям. Решения по найму таких людей необходимо принимать мгновенно.
Третий фактор – вектор развития. Если что-то работает не так или не работает вообще, надо срочно сменить направление. Сам Кэсседи менял вектор по несколько раз, пока не увидел именно то, что должно быть.
Майк придерживается мнения, что лучше получить меньше денег сегодня, чем очень много, но завтра. Потому полученный доход он советует направить на развитие проекта и рост капитализации.