В 1974 году один из основателей современной экономики труда профессор экономики Колумбийского университета Джейкоб Минцер опубликовал свою работу «Образование, опыт и доходы», в которой математически доказал зависимость дохода специалистов от их образования. Исследование охватило десятилетний период и проводилось среди американцев. Минцер сделал вывод, что 33% отличий в доходах объясняются различиями в полученном образовании.
Спустя почти полстолетия эта статистика все еще актуальна, и прежде всего — в развивающихся странах, а фраза «учиться, учиться и учиться» получает новое дыхание в современных теориях человеческого капитала. Однако украинцы часто бросаются в крайности — одни считают, что диплом не имеет значения, важнее практический опыт. Другие — наоборот, получают по несколько образований, гонятся за вторым высшим и степенью, посещают всевозможные тренинги, и часто, не сумев реализовать все полученные знания на деле, разочаровываются. Между тем вложение средств в образование — это такая же инвестиция, как и покупка недвижимости или ценных бумаг. Риск оправдывает доходность. Как инвестировать с умом в собственное образование и получать от этого доходы, «Инвестгазета» выясняла в украинских компаниях накануне первого сентября.
Инвестидея кризиса За последние три года квадратный метр жилой недвижимости в Киеве подешевел практически вдвое. А индекс ПФТС все еще не может достичь максимального уровня 2008 года. Самые популярные валюты — доллар и евро — из-за проблем своих стран теряют былую силу, а зарабатывать на колебаниях альтернативных валют под силу далеко не всем. Из традиционных инструментов инвестирования только стоимость золота в кризис выросла более чем в два раза. Из нетрадиционных — большинство экспертов рекомендовали использовать время и свободные средства на инвестиции в собственные знания, дабы в посткризисный период получить хорошие дивиденды. В среднем доходность потраченных на образование средств составляет около 10% годовых, а период окупаемости вложенных денег около пяти лет. Многое зависит от выбранной специальности, официального уровня дохода и условий труда. Однако практика доказывает, что верно сделанные инвестиции «в себя» часто оказываются куда более эффективнее иных инструментов, и к тому же практически не подвержены рискам цикличности экономики. «Лучше стремиться к 30%, ведь образование призвано давать бесконечные доходы. Вы сначала инвестируете время, деньги и силы, а затем всю жизнь получаете доходы», — рассуждает о полезности вложений в учебу управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман.
Формула расчета окупаемости образования достаточно проста: в затраты входят непосредственно стоимость обучения и все издержки, связанные с этим процессом, а также упущенные доходы, которые человек мог бы зарабатывать во время, потраченное на учебу. Суммарное число должно дисконтироваться на период, потраченный на обучение, ведь эта же сумма могла бы быть положена на депозитный вклад или использована для покупки ценных бумаг или недвижимости. Приведем простой пример. Усредненная стоимость пятилетнего обучения по специальности «финансы» среди трех ведущих украинских вузов (КНУ им. Тараса Шевченко, Киево-Могилянская академия, КНЭУ им. Вадима Гетьмана) составляет 87 тыс. грн. С учетом ставки доходности по депозиту на уровне 10% через пять лет эта сумма будет равна 140 тыс. грн. Если учесть, что официальная среднемесячная зарплата по Украине в 2010 году составила 2239 грн., эти вложения окупятся за последующие пять лет. Если же учитывать непосредственно официальный средний уровень зарплат в финансовом секторе на уровне 4601 грн. по итогам 2010 года, то период окупаемости снижается до двух с половиной лет.
По данным исследования, проведенного «Инвестгазетой», самый высокий уровень возврата средств, вложенных в образование, отмечается в сферах АПК, IT-технологий, транспорта и логистики. Согласно данным zarplata.liga.net о заработной плате специалистов этих направлений, стоимость бакалаврата — четырех лет учебы (согласно тарифам вузов) «отбивается» уже в течение первого года работы. Большинство студентов продолжают обучение, дабы стать специалистом или магистром, однако вчерашние выпускники не могут претендовать на высокую зарплату в первый же год после окончания учебного заведения. Кроме того, зарплаты отличаются не только по профессиям, но и по регионам, поэтому период окупаемости полного высшего образования в украинских вузах в среднем составляет около пяти лет.
В то же время инвестиции в образование имеют и свои особенности по сравнению с другими инвестиционными инструментами. По словам директора Киевской школы экономики (KSE) доктора Тома Купе, их важное отличие — это неликвидность. «Вы не можете сразу продать образование, которое получили, чтобы получить назад вложенные деньги, но зато вы получаете ежемесячную прибыль (в виде более высокой зарплаты) в течение более долгосрочного периода. Кроме того, если дополнительный депозит в банке не будет снижать вашу процентную ставку, вполне вероятно, что в определенный момент дополнительный год образования не принесет вам больше выгоды в виде большей зарплаты — невыгодно быть вечным студентом», — рассуждает г-н Купе. Однако куда более значим тот факт, по мнению эксперта, что инвестиции в знания окупаются не только в виде денежного вознаграждения, но и в виде немонетарных выгод — более хорошее образование позволяет принимать более правильные решения, которые приводят к лучшему здоровью, воспитанию детей и даже к более удачным бракам. Таким образом, материальные выгоды в образование дополняются и нематериальными. «Если принять во внимание, что такие затраты, как правило, осуществляются единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов трудовой деятельности человека, инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основного капитала. Целью инвестиций в образование может быть не только рост доходов, но и приобретение власти, статуса, престижа. Готовность специалиста постоянно совершенствоваться, получать дополнительные знания и навыки дает ему абсолютное преимущество быстрого реагирования на изменения требований рынка труда. Ученые и экономисты многих развитых стран заявляют о том, что инвестиции в образование должны стать самыми прибыльными! Это требование диктуется сегодняшней рыночной экономикой», — уверена заместитель председателя правления ПУМБ по управлению персоналом Елена Дятлова.
Стратегия роста Как и в случае с другими вложениями, прежде чем вкладывать свои средства в учебу, необходимо детально изучить объект инвестиций. По данным исследований рекрутинговых компаний, из топ-10 наиболее популярных профессий 2010 года в 2005 году шести еще не существовало. В июльском «Обзоре заработных плат и компенсаций-2010» компании «Эрнст энд Янг» в число наиболее дефицитных специалистов попали такие должности, как менеджер по обучению, кроп-менеджер, менеджеры агентских продаж, архитектор IT-решений и даже тестомес. Поэтому первый важный шаг к инвестициям в образование — это анализ востребованности профессии в перспективе 5-10 лет, что тесно связано с анализом рынка и его развитием в этот период. В число вымирающих профессий попадают те, которые могут быть заменены компьютерными технологиями, а, значит, обучаться им не имеет никакого смысла. Напротив, направлениям, связанным с IT-технологиями, пророчат большое будущее. «Получать высшее образование ради «корочки» становится невыгодно. Также нерентабельно учиться пять лет в вузе, получать специальность, а в итоге по ней не работать», — отмечает консультант по подбору персонала индустриального направления кадрового холдинга АНКОР в Украине Сергей Сгадов. Что же касается, окупаемости профессий, то, по мнению г-на Сгадова, наиболее быстроокупаемыми считаются профессии IT-специалистов. А наименее рентабельными, но очень востребованными, остаются профессии врача и педагога.
Второй важный момент при инвестициях в образование — это последовательность вложений. В отличие от других рынков, здесь не следует спешить с приобретением всех «образовательных» активов одновременно. Эксперты рекомендуют планомерно вкладывать деньги в дополнительное образование в виде второго высшего, бизнес-школ, тренингов и разнообразных сертификатов. Это связано с тем, что их окупаемость зависит от периода времени, в котором они применяются на практике. Директор киевского офиса компании Pedersen & Partners Executive Search Алексей Долгих предлагает такую последовательность: до 25 лет необходимо получить высшее образование и начать работать по желаемому направлению. В этот период вряд ли стоит «бежать» за дополнительным образованием, важнее определиться с будущими планами, однако не лишним будет получение навыков в тайм-менеджменте, умении вести переговоры и т.д. В период 25-30 лет многие специалисты вырастают до уровней менеджеров среднего звена, что может потребовать получения дополнительных сертификатов. К примеру, для финансистов таковыми являются ACCA, CFA, CIPA, маркетологов — CIMA, CIM, проектных менеджеров — PMI, IPMA. Как правило, подобный карьерный рост оправдает стоимость обучения в краткосрочной перспективе. Получение перечисленных сертификатов может обойтись до $5 тыс., но с учетом, что надбавка к ежемесячной зарплате на новой более высокой должности может достигать $500, а в некоторых случаях и $3000, в течение года потраченные деньги отобьются с лихвой. Другой вопрос, что за вложениями сотрудника может не последовать желаемого повышения или его практические результаты не будут соответствовать ожидаемым. Но это уже вопрос рисков, как и в других видах инвестиций.
Что же касается MBA, то, по мнению Алексея Долгих, ранее 35 лет получать его нет смысла. В большинстве случаев именно в этом возрасте состоявшийся функциональный директор будет стремиться к должности директора компании, тогда и понадобятся дополнительные навыки управления бизнесом. Немаловажный вопрос профессионального образования — кто должен платить: сотрудник или работодатель? Г-н Долгих подтверждает тот факт, что все чаще работники самостоятельно оплачивают свое обучение. Причина проста: работодатель не считает подобные инвестиции в образование сотрудников окупаемыми. «По статистике 80% выпускников бизнес-школ меняют работу в течение первого года после выпуска. Хотите, чтобы специалист от вас ушел — заплатите за его бизнес-образование. Гарантированно уйдет. Когда вы чему-то научились, вам хочется новых вершин, и многие считают, что это проще сделать в другой компании», — объясняет глава киевского офиса Pedersen & Partners Executive Search.
И, наконец, третий очень важный аспект — это знание иностранного языка. Давно прошли те времена начала девяностых, когда школьный учитель английского мог стать главой иностранного представительства лишь потому, что знал язык. Сегодня это уже обязательное требование и крупных национальных компаний. Правда, пока речь идет лишь о свободном владении английским и в некоторых случаях (если бизнес того требует) знании второго иностранного. Алексей Долгих считает, что самую высокую отдачу дают профессиональные программы и языки. Эти инвестиции всегда окупаются с огромным мультипликатором. «Чтобы быть конкурентоспособным на сегодняшнем рынке труда, нужно по крайней мере вложить время и деньги в высшее образование и английский язык. На наличие второго образования у соискателя работодатель чаще всего не обращает внимания. А вот соискатели с дипломом MBA для него очень интересны», — уверяет и г-н Сгадов.
Отдача Окупаемость инвестиций в учебу зависит не только от профессии, но и от экономики. «Образование является отличным инвестиционным инструментом прошлого для развитых стран и все еще неплохой инвестицией для развивающихся. В развитых странах за последнее десятилетие доходность инвестиций в личное образование уже не дает того экономического эффекта, который давало еще двадцать или тридцать лет назад», — объясняет Эрик Найман. Вызвано это уменьшением совокупного спроса на образованный персонал из-за торможения роста реальной экономики развитых стран. В то же время в отдельных секторах спрос продолжает расти — в основном в области высоких технологий, инженерных специальностей, а также здравоохранения. Учитывая, что Украину все еще нельзя назвать страной с развитой экономикой, можно быть уверенными, что в ближайшие несколько десятилетий инвестициям в учебу макрориски не страшны. Потенциал не исчерпан даже по сравнению с развивающимися экономиками.
Доктор Том Купе проводил исследование по этой тематике, согласно которому в Украине приблизительный «возврат на капитал», вложенный в образование, является небольшим по сравнению с другими странами с переходной экономикой. К примеру, отдача от инвестиций в образование в таких странах, как Мексика, Аргентина и Чили, гораздо выше. Пока Украина уступает соседним Польше и России и может сравниться лишь с Болгарией. «Недавние оценки данных по Украине показали, что за каждый дополнительный год обучения сотрудник может рассчитывать на зарплату на 5% выше, при этом обычно каждый год профессионально-технического образования предполагает меньший рост зарплаты, а каждый год университетского обучения — больший рост в оплате труда», — отмечает г-н Купе.
Старший консультант группы Human Capital компании «Эрнст энд Янг» Елена Веселкова приводит пример зависимости зарплат от образования в компаниях государственного сектора, где сотрудники со знанием иностранных языков или наличием кандидатской/докторской степени согласно условиям коллективного договора получают ежемесячные надбавки к зарплате в размере 10-20% от заработной платы. Что касается коммерческих компаний, то тут сложнее выявить прямую зависимость между уровнем образования и уровнями заработных плат, поскольку часто официальная зарплата в таких структурах является на порядок ниже реальной.
В то же время эксперты предупреждают: не стоит считать, что высокая зарплата является прямым следствием количества лет учебы. «Меня часто спрашивают: «Если я получу дополнительное образование, мне будут платить больше денег?» — рассказывает г-н Долгих. — «Нет, не будут. Ведь деньги платят не за образование, а за результаты. Если образование поможет с более высокими результатами, тогда за них заплатят. Но не за факт лишь образования». Это подтверждает менеджер по организационному развитию компании «Данон» Евгения Теплова: «Нельзя точно отследить зависимость уровня заработной платы от количества дипломов и сертификатов. В компании существует четкая система уровней должностей, в рамках каждого уровня есть вилка заработных плат. И получать надбавку, например 20%, за наличие диплома MBA человек однозначно не сможет. Оценивается прежде всего его уровень профессионализма и вклад в развитие бизнеса. Если профессиональный уровень человека вырос после получения сертификата, дополнительного образования и т.д., то действительно можно сказать, что его стоимость на рынке труда увеличивается с получением такого образования».
Таким образом, вложения в образование, как и любые инвестиции, имеют как свои плюсы, так и риски. Точно оценить их доходность и период возврата можно лишь в каждом индивидуальном случае. Однако независимо от периода экономического развития и курса валют эти вложения всегда надежнее альтернативных инструментов.
Мнения экспертов:
Вложение средств в образование является инвестицией, однако имеет ряд особенностей. Если депозит или ценные бумаги, как правило, имеют фиксированный процент доходности, то доходность от вложений в образование просчитать гораздо сложнее. Кроме того, в случаях, когда компания компенсирует стоимость обучения сотрудников, всегда существует риск потери вложенных средств, связанный с увольнением специалиста. Для минимизации таких рисков компании достаточно четко прописывают условия выхода из дорогостоящих программ обучения (например, в случае ухода из компании в течение двух лет после обучения сотрудник обязан вернуть часть вложенных средств). Таким образом, инвестиции в обучение выполняют также роль удержания ценных сотрудников и являются важной льготой. По данным «Обзора заработных плат и компенсаций-2010», около 28% компаний обеспечивают возможность обучения по программам MBA в Украине, 13% — MBA за рубежом, 13% — обучения в аспирантуре. Также 24% участников обзора обеспечивают другие возможности обучения (второе высшее образование, профессиональная сертификация). Среди опрошенных нами компаний около 42% компенсируют частично либо полностью стоимость учебы либо предоставляют дополнительные оплачиваемые дни на обучение. Так как вложения в учебу сотрудников считаются достаточно долгосрочными инвестициями, компании инвестируют средства в обучение и развитие персонала осторожно, особенно после кризиса. В последнее время особую актуальность приобретают различные методы и подходы для оценки эффективности обучения, поскольку компании стали тщательно отслеживать эффективность обучающих программ в целях наиболее рационального распределения бюджета на учебу.